Эпизод начинается приходом Гринева в комендантский дом, где происходит военный совет Пугачева и его ближайшего окружения. Все эти люди сидят за накрытым столом, «разгоряченные вином, с красными рожами и блистающими глазами». Гринева удивило то, что здесь не соблюдалось никакой субординации. Все участвовали в общем разговоре, свободно высказывали свое мнение и не выказывали особого предпочтения «императору»: «Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно оспоривал Пугачева». Да и тот сидел, расслабленно слушая своих товарищей и давая слово каждому.
Пугачевцы обсуждали очень серьезный вопрос – поход на Оренбург, его осаду. Это очень серьезное решение было принято быстро и решительно. Но по тому, что сразу после Пугачев попросил «затянуть» его любимую песню, было понятно, что грустные мысли одолевают «императора». Казаки пели «Не шуми, мати зеленая дубровушка», в которой звучит предчувствие трагической участи всего пугачевского восстания и самого Пугачева.
Далее «император» и Гринев остаются наедине. Пугачев напрямую спрашивает Гринева, признает ли тот его государем-императором. Герой оказался в сложном положении. Он не может признать Пугачева Петром Федоровичем, потому что давал присягу императрице. Но Гринев не может прямо сказать об этом лжеимператору, потому что это грозит ему смертью. Герой колеблется. Но, в итоге, говорит, что не может признать его царем: «Бог тебя знает; но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку».
Пугачев признает в Гриневе достойного противника. Он проникся уважением к этому человеку за его смелость, честность и чувство собственного достоинства. Гринев честно сказал бунтарю, что не может ни служить ему, ни обещать не служить против него. Ведь присяга, данная государыне, для Гринева священна.
Герой увидел, что Пугачева поразила искренность героя. Он просто отпускает его, не потребовав ничего взамен: «Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».
Данный эпизод раскрывает не только характер Гринева, его честность, благородство, верность долгу и своему слову. Здесь проявляется и Пугачев, не как разбойник и тиран, а как сильный человек с душой «нараспашку оценить положительные качества человека, даже если это его противник. Пугачев показан Пушкиным благородным и умным на решительный шаг, но и понимающим всю серьезность своего положения.
Любовная интрига « Обломов — Ольга » включает несколько важных моментов, которые можно условно назвать кульминационными: например, письмо Обломова и последующее объяснение с Ольгой, за которым следует еще несколько встреч и объяснений. Жизнь героев проходит в ожидании перемен, они считают себя женихом и невестой, в то время как уже произошла встреча Обломова с вдовой Пшеницыной и у него постепенно меняется настроение. Все еще думая, что хочет жениться на Ольге, Обломов чувствует, что инерция жизни побеждает, ему не хочется делать усилия, которых от него требует Ольга, да и тот образ жизни, который представляется ей идеалом, совсем не то, о чем мечталось самому.
После Ольги в жизни Обломова появляется другая женщина – мещанка Пшеницына. Заботливая и добрая, она создает для него уют и покой – ту атмосферу, к которой герой стремился с тех пор, как покинул родительский дом. Агафья Матвеевна воплощала для Обломова «идеал того необозримого, как океан, и ненарушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве, под отеческой кровлей» . Робкая и застенчивая, она постепенно завладевает мыслями Обломова. «Какая еще свежая, здоровая женщина и какая хозяйка! Право бы, замуж ей… » .
Посещение Обломова Ольгой выглядит как своего рода кульминационное объяснение, когда Обломов клянется в любви и в твердых намерениях быть вечно с Ольгой и начать новую жизнь. Однако сама Ольга уже не слишком верит в то, что этот разговор может оказаться переломным в их отношениях и действительно начнется новая жизнь. Действительно, очередная встреча с Ольгой неожиданно оказывается развязкой их любовного конфликта: становится ясно, что они расстаются, но эта развязка не вызвана какими-то серьезными внешними событиями, она как бы медленно подготовлена всем ходом обломовской жизни. Надежды Ольги на «новую жизнь» рушатся, и через полчаса ничего не подозревающий Обломов, уже повеселевший и полный новых «маниловских» планов переустройства дел, выслушивает ее «приговор» : «...Я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты уж давно умер» .
Обломов нашел свое тихое семейное счастье с Пшеницыной – антиподом Ольги . Агафья окружила его заботой и теплом, отдавая ему свою любовь и понимание. Она принимает его таким, каким он является - ленивым, изнеженным, не к какой-либо деятельности – и не пытается его изменить, как это делала Ольга. Две любовные истории перекрываются, накладываются одна на другую. В любви Обломов остается таким же добрым и безвольным, каким мы его видим в романе. Он боится перемен в жизни, и поэтому он не стал связывать свою судьбу с Ольгой, которую искренне любил. Агафья от него ничего не требовала, и Обломов, верный своим жизненным установкам, женился на ней и был по-своему счастлив.