Тщательное изучение исторических материалов позволило А. С. Пушкину не только правдиво отразить ход и динамику крестьянского бунта, но и создать на страницах своей повести "Капитанская дочка" многогранный и яркий образ вождя крестьянского восстания - Пугачева. Фигура этого человека в повести неоднозначна. В самом начале его не отличишь от обычного мужика-бродяги. Дядька Гринева Савельич так и называет его - "разбойником", "пьяницей оголтелым". Совсем лдругой вид имеет Пугачев, штурмующий со своим войском Белогорскую крепость: на белом коне, в красном кафтане, с обнаженной саблей в руке. Суров и грозен Пугачев в роли государя. Беспощадно расправляется он с теми, кто не желает признать его власть. На мой взгляд, другого выхода у него и не было, потому что врагов у повстанцев было гораздо больше, чем друзей. И все же, как Емельян ни старался вести себя как царь, мы прекрасно видим, что никакой он не царь, а лишь играет роль государя. Что же это за человек на самом деле? За время общения Пугачева с Петром Гриневым перед нами раскрывается интересная и неординарная личность. Смелый и сообразительный, веселый и остроумный, щедрый и благодарный, он не может не расположить к себе оказанная Пугачевым Гриневу - офицеру, с оружием в руках выступающему против повстанцев, - неоценима и раскрыть многие положительные качества души крестьянского "царя". Человек не может быть только хорошим или только плохим. Именно поэтому в образе Емельяна Пугачева так тесно переплелись черты убийцы и самозванца и государя, разбойника и защитника порабощенного народа.
Интерес к событиям Бородинского сражения вызвал интерес Лермонтова тем, что на войну ушло русских больше, чем вернулось. Вернулось русских очень мало. Меньше половины. Эта была кровавая битва, её изход был неясен. Никто не мог сказать, кто победит - большое французское войско или более малое войско русских. А больше всего Лермонтова привлекло в этой теме, то что каждый русский был готов на всё, чтобы жило и дальше его Отечество, чтобы хорошо жилось людям на его Родине.
Михаил Юрьевич Лермотов своим стихотворением "Бородино" хотел сказать, что настоящее поколение находится в бездействие, ничего не делает, а раньше люди побеждали, теряли свою жизнь ради защиты Родины, получали славу благодаря своим подвигам. Эта тема лермонтовского творчества получила чрезвычайно широкое распространение в этот период. Она встречается во многих его поэтические произведения второй половины 1830-х годов.
В эпоху Байрона, Шиллера и Гете, в преддверии Французской революции, в накале чувств, характерном в те годы для Европы, но при еще сохранявшейся церемониальности и пышности барокко, ведущими направлениями в литературе были чувственные и чувствительные романтизм и сентиментализм. Если появление романтизма в России обусловлено переводами произведений указанных поэтов, а уже позже было развито собственными российскими сочинениями, то сентиментализм стал популярен благодаря произведениям русских писателей, одним из которых является «Бедная Лиза» Карамзина