Первое знакомство с Андреем происходит среди гостей А. Шерер. Он смотрит устало на окружающее его общество. Все присутствовавшие в салоне не только были знакомы Андрею, а и успели приесться ему. Он стремится к активности, полезной людям деятельности. Именно потому Болконский решает изменить жизнь, едет на фронт служить адъютантом Кутузова.
Любимый герой писателя ищет ответы на проблемы, которые ставит время. Он стремится найти для себя достойное место, мечтает о подвигах.
Князь умен, хорошо образован, имеет сильную волю и твердость характер. У этого персонажа уже сформированы свои взгляды на жизнь. Его кумир — Наполеон, и потому Андрей всеми силамы пытается следовать своему кумиру. Подвиг, который Болконский совершил под Аустерлицем, замечен даже его любимым Наполеоном. Но от этого, молодой офицер не испытал счастья.
Бой под Аустерлицем можно считать переломным для князя, потому как Андрей начал иначе оценивать происходящее вокруг. Раненым лежал он тогда под дубом, смотрел на небо, и, словно впервые, увидел его над собой. Он осознал жизненную истину, которая заключена в любви к Родине, дому, родным, природе.
Болконского постигло разочарование в Наполеоне. Тот показался князю мужчиной лет сорока в сереньком сюртучке, приносящим несчастье людям. Эти мысли окончательно отрезвляют молодого человека. Он уже не считает, что результат боя зависит от одного человека. После Аустерлицкого сражения представления обо всем радикально меняются. Он принимает решение вернуться домой, но там ожидает новый удар: умирает жена, которую он обидел. Болконский пытается заниматься сыном, улучшать жизнь домашних и крепостных людей в имении. Для этого он три сотни крепостных делает вольными, остальным заменяет барщину на оброк. Но это не облегчает его сердце. Депрессия не отступает.
После приезда Пьера, князь немного меняется, но по-прежнему считает, что его жизнь кончена. Хотя друг стремится вселить в Андрея веру в добро и счастье.
Встреча с Наташей приносит ему некоторое облегчение. Общаясь с девушкой, Болконский открывает для себя новые грани жизни: ощущение любви, красоту. Но не становится он счастливым с Ростовой. Чувство невозможности существования гложет его. Болконский уезжает в Петербург, где участвует в комиссии Сперанского.
Вечный поиск истины подводит его к мысли, что и тут его работа бессмысленна. Андрей оставляет комиссию.
Разлука с Наташей стала роковой. Она начала встречаться с Анатолем.Это привело к разрыву князя с Наташей и глубокой депрессии обоих. Ненавидевший войну, князь едет снова туда, с решением защищать Родину, когда Наполеон начал воевать с Россией. Только уже он не желает занимать безопасную должность при штабе, идет воевать полковым командиром
Получив смертельное ранение, Андрей ощущает огромное желание жить. Он размышляет, почему жалко расставаться жизнью, которой он до этого не понимал. Страдания на смертном одре позволили ему понять смысл такого явления, как любовь, которую он раньше не понимал. Так Толстой привел своего любимого героя к смерти ради будущего и жизни ближних.
Т. – человек избалованный и распущенный, опьяненный сознанием своей силы. Богатство, род, связи – все обеспечивает ему вольготную жизнь. Т. проводит время в обжорстве, пьянстве, сластолюбии. Унижение слабых, вроде травли зазевавшегося гостя медведем, – вот его удовольствия.
При всем этом Т. – не прирожденный злодей. Он очень долго дружил с отцом Дубровского. Поссорившись с ним на псарне, Т. мстит другу со всей силой своего самодурства. Он с взяток отсудил у Дубровских имение, довел бывшего друга до умопомешательства и смерти. Но самодур Т. чувствует, что зашел слишком далеко. Сразу после суда он едет мириться с другом. Но опаздывает: отец Дубровский при смерти, а сын прогоняет его вон. Образом Т. Пушкин показывает, что беда не в самом помещике, а в социальном устройстве русской жизни (крепостное право, всесилие дворян). Оно развивает в непросвещенном дворянине веру в свою безнаказанность и безграничные возможности («В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение»). Даже любовь к детям искажается в Т. до предела. Он обожает свою Машу, но делает ее несчастной, выдав за богатого, но нелюбимого ею старика. Самодурство Т. отражается и на его крепостных. Они также спесивы, как и их хозяин. Троекуровский псарь дерзит Дубровскому-старшему – и тем самым ссорит старых друзей.