По своему художественному облику "Повесть о житии Александра Невского" отличается от предшествующих произведений жанра ярко выраженным соединением признаков воинской повести и жития. Это сказалось прежде всего в композиции памятника. Автор сохранил традиционное вступление, начал основную часть с упоминания о благочестивых родителях Александра, как это было принято. Но вместо рассказа о детстве героя, чьи поступки уже в этот период должны были выявить присущие ему добродетели, появляется своеобразный "портрет" Александра Невского, построенный на основе сравнения его качеств с чертами библейских героев: силой Самсона, премудростью Соломона, красотой Иосифа, храбростью римского царя Ве Эта характеристика служит экспозицией для развития дальнейшего действия в житии, состоящего, как определял канон, из эпизодов, отражающих наиболее значительные подвиги главного героя.
Первый и наиболее важный фрагмент — рассказ о битве Александра со шведами на Неве. Мотивировка событий носит легендарный характер и связана с упомянутой выше характеристикой героя. Автор повествует о некоем Андреяше-иноземце, который, увидев Александра Ярославича, похвалил его в своей стране. Тогда король этой страны решил помериться силой с ним и пошел на него войной. В дальнейшем же структура рассказа о Невской битве повторяет построение воинской повести: прежде всего, четко выделяются три основные части, свойственные этому жанру. Первая — подготовка битвы — содержит молитву Александра в храме Святой Софии, повествование о сборе войска и речь полководца, ободряющего воинов известными словами: «Не в силахъ Богъ, но въ правде» В рассказе о выступлении войска использована формула «в мале дружине», затем точно указана по церковному календарю дата прихода войск к месту битвы. В то же время в этой части присутствует элемент, свойственный в ту эпоху в большей мере не воинской повести, а житию — видение Бориса и Глеба воину Александра Пелгую, которое предвещает победу в будущем сражении.
Во второй части эпизода подробно описана битва. Вначале точно указывается время ее начала — «в 6 часъ дне», а затем автор останавливается на подвигах шести новгородцев-дружинников Александра, называя каждого по имени и рассказывая о его деяниях. Подчеркивается автором мужество русского полководца, который «самому королевы взложи печать на лице острымъ своимъ копьем». Наряду с конкретным описанием событий, свойственным воинской повести, в этой части также появляется элемент, свойственный житиям, — рассказ о чуде за рекой Ижорой, где стояли шведы, куда не могли пройти русские воины и где после битвы обнаружили множество врагов, «избьеныхъ отъ ангела Господня».
Третья часть эпизода кратко описывает результаты битвы.
Таким образом, этот фрагмент "Повести о житии Александра Невского" в целом представляет собой воинскую повесть событийно-повествовательного типа, внутрь которой вкраплены два «малых жанра», широко использовавшихся житиями: видение и чудо.
Последующие эпизоды центрального повествования в житии соединены хронологически и представляют наиболее важные, с точки зрения создателя произведения, деяния Александра: освобождение Копорья и Пскова от немцев; Ледовое побоище, рассказ о котором облечен в форму воинской повести информативного типа, причем описание битвы дается в воинских формулах; поездка князя к Батыю по его требованию, сведения о которой носят легендарный характер; возрождение земли после нашествия Неврюя; отказ от приема римских послов, желавших поучить князя своей вере. Последнюю часть повествования составляют рассказ о смерти Александра во время возвращения из второй поездки в Орду, сообщение о прощании с ним суздальцев, словах митрополита Кирилла, называющего князя «солнцем земли суздальской», и чудо с «душевной грамотой», произошедшее в момент погребения.
В русской литературе 19 век называют «Золотым веком» . Скачок в литературе в 19 веке был подготовлен в 17-18 веке. Жанры литературы 19 века сформировались во многом благодаря А. Пушкину. 19 век начался со становления романтизма, а также и расцвета сентиментализма. Эти литературные направления нашли выражение в поэзии. Центральной фигурой в литературе 19 века был Александр Пушкин.
Свое восхождение на литературный олимп Пушкин начал с поэмы «Руслан и Людмила» . Роман в стихах «Евгений Онегин» назвали энциклопедией русской жизни. Пушкинскую литературу 19 века читать онлайн можно во всех электронных библиотеках. Например, можно читать романтические поэмы: «Цыганы» , «Бахчисарайский фонтан» , «Медный всадник» . Эти поэмы стали началом русского романтизма.
Развивалась не только поэзия, но и проза. Прозаики находились под влиянием Вальтера Скотта, переводы его романов были очень популярными. Развитие прозы началось с произведений Н. Гоголя и А. Пушкина. Пушкин написал повесть «Капитанская дочка» , в которой действия происходят во время бунта Пугачева. Эта повесть носила политический оттенок. Гоголь и Пушкин обозначили художественный жанры, которые писатели разрабатывали на протяжении всего 19 века.
Литература унаследовала сатирический характер и публицистичность. Многие книги литературы 19 века читать онлайн можно на многих сайтах, особого внимания заслуживают «Мертвые души» Н. Гоголя. Произведение написано в сатирической манере. В таком же плане написана комедия «Ревизор» . Произведения А. Пушкина тоже полны сатирических образов. Характерная черта литературы того времени – изображения недостатков и пороков русского общества. Сатирические тенденции реализовались и в гротескной форме. Например, это произведение «Нос» Н. Гоголя и «История одного города» М. Салтыкова-Щедрина.
С середины 19 века началось становление реалистической литературы. Возникает спор между славянофилами и западниками. Писатели обращались к политическим и общественным проблемам. Развивается реалистический роман. Несколько затихло развитие поэзии. В конце 19 века начали писать А. Чехов, А. Островский и Н. Лесков.
Завершение 19 века обозначается становлением предреволюционных настроений. Начинает угасать реалистическая традиция. На смену приходит декадентская литература, которая отмечалась религиозностью, мистицизмом и предчувствием перемен. Декадентство потом переросло в символизм. С этого началась новая страница в русской литературе.