Сказка фольклорная — эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, легенда, демонологические рассказы, сказ, кощуна, предание, быличка). 2) Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература) на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной. В чем проявляются фольклорные традиции литературной сказки? 1) В использовании писателями фольклорных сюжетных мотивов (ненависть мачехи к падчерице, чудесное происхождение главного героя, нравственное испытание героя волшебных животных и т. д.). 2) В использовании традиционных образов-персонажей, которые выполняют в сказке определенные действия-функции. Это идеальный герой, его отправитель, даритель, вредитель, похищенный объект, ложный герой. 3) Художественное пространство и время литературной сказки часто создано в соотвествии с законами фольклорного сказочного мира: неопределенное, фантастическое место, сказочное время (у Пушкина: «негде в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», «лесной терем» 7 богатырей, «остров Буян», «ветхая землянка» старика и старухи). 4) В использовании народных средств поэтической речи: •постоянные эпитеты (добрый молодец, ), •троекратные повторы (у Пушкина: «три девицы по окном», состязания Балды с бесенком; обращения королевича Елисея к силам природы), •словесные формулы, •фразеологизмы, пословицы и поговорки, просторечие («черт ли сладит с бабой гневной») и т. д. Обращение к фольклорным истокам позволяет увидеть и специфику литературной сказки. Чем литературная сказка отличается от народной? 1) В отличие от фольклорного произведения литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему. 2) В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей. 3) Для литературной сказки характерен не свойственный фольклору психологизм, т. е. углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей 4) В связи с этим образы-персонажи литературной сказки – это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры. Писатели воссоздают характеры героев, более сложные и психологически мотивированные в отличие от народной сказки 5) Для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: автоское отношение, оценки, благодаря которым читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит 6) Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями. Однако чаще всего автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни. Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир. Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены общенародные идеалы, а личность конкретного сказителя стерта.
Классические литературные сказки русских писателей как раз и позволяют читателю увидеть две стороны этого жанра: фольклорные традиции и авторское своеобразие
1-задушил руками громадного немейского льва 2-убил лернейскую гидру (чудовище с телом змею и 9-ю головами дракона) 3-перестрелял часть Стимфалийских птиц стрелами, которые ему дала богиня Афина. Остальные птицы улетели от страха. 4-Геракл ранил Керинейскую лань стрелой. За этой ланью он гонялся целый год. и принес ее живой Эврисфею. 5-эриманфский кабан, обладающий чудовищной силой, был загнан Гераклом в снега и увяз там. 6-очистил пренадлежавшее стойло Авгию за сутки от навоза за один день. Авгий за это обещал отдать Гераклу 10-ю часть своего стад. Авгий обещание не выполнил, и через годы геракл разбил Авгия и убил его. После этого геракл учредил Олимпийские игры 7-Геракл поймал бешеного быка, которого Посейдон подарил царю Миносу для пренесения в жертву, чего тот не сделал. Геракл укротил этого быка и переплыл на нем море. 8-Геракл силой увел у царя Диомеда сильнейших коней, которых тот кормил человеческим мясом чужеземцев. Диомед кинулся в погоню но был разгромлен и убит гераклом 9-Царица амазонок Ипполита имела пояс, который ей подарил бог Арес. Дочь Эфрисфея Адмета желала иметь такой же пояс. Геракл с отрядом героев отправился в царство амазонок. Ипполита хотела отдать пояс, но за нее вступились другие амазонки, которые были повержены гераклом. Ипполита отдала ему пояс 10-Геракл победил в бою великана Гериона и завладел его коровами. Даже сам путь на запад, который проделал Геракл, можно считать подвигом. Полученых коров, Геракл довез до Эврисфею, а тот принес их в жертву Гере. 11-Геракл укротил трехглавого пса Цербера по приказу Эврисфея. Но Эврисфей на столько испугался этого чудовища, что попросил его отвести обратно, что Геракл и сделал. 12-путешествие в сад Гесперид, где Геракл забрал три золотых яблока. Это был путь к великому титану Атласу, который держит на плечах небесный свод у края земли.
Жил мальчик дядя Федор. Он любил животных, но родители были против. Однажды встретив в подъезде говорящего кота он и сбежал с ним в первую же деревню. Это деревня Простоквашино. На остановке к ним присоединился пес тоже говорящий. Кота мальчик назвал Матроскин потому что он полосатый, а пса Шарик. В деревне было много заброшенных домов и устроившись в пустом доме они пошли искать клад. На обратной дороге им повстречался странный дядя который как выяснилось почтальон Печкин. Дальше кот Матроскин решил купить корову Мурку, Шарик заняться охотой купил ружье, но из этого ничего не вышло потому что, он не смог убивать зверей и у него появилось фоторужье для фото. У их коровы появился теленок Гаврюша, а также галчонок для охраны помещения как будто в доме кто -тоесть Однажды дядя Федор заболел из за того что выскочил на улицу зимой раздетый. Но благодаря усилиям Печкина которому обещали в вознаграждение велосипед, родители нашли дядю Федора и забрали домой, а Матроскин с Шариком остались вести хозяйство.
2) Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература) на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
В чем проявляются фольклорные традиции литературной сказки?
1) В использовании писателями фольклорных сюжетных мотивов (ненависть мачехи к падчерице, чудесное происхождение главного героя, нравственное испытание героя волшебных животных и т. д.).
2) В использовании традиционных образов-персонажей, которые выполняют в сказке определенные действия-функции. Это идеальный герой, его отправитель, даритель, вредитель, похищенный объект, ложный герой.
3) Художественное пространство и время литературной сказки часто создано в соотвествии с законами фольклорного сказочного мира: неопределенное, фантастическое место, сказочное время (у Пушкина: «негде в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», «лесной терем» 7 богатырей, «остров Буян», «ветхая землянка» старика и старухи).
4) В использовании народных средств поэтической речи:
•постоянные эпитеты (добрый молодец, ),
•троекратные повторы (у Пушкина: «три девицы по окном», состязания Балды с бесенком; обращения королевича Елисея к силам природы),
•словесные формулы,
•фразеологизмы, пословицы и поговорки, просторечие («черт ли сладит с бабой гневной») и т. д.
Обращение к фольклорным истокам позволяет увидеть и специфику литературной сказки.
Чем литературная сказка отличается от народной?
1) В отличие от фольклорного произведения литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему.
2) В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей.
3) Для литературной сказки характерен не свойственный фольклору психологизм, т. е. углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей
4) В связи с этим образы-персонажи литературной сказки – это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры. Писатели воссоздают характеры героев, более сложные и психологически мотивированные в отличие от народной сказки
5) Для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: автоское отношение, оценки, благодаря которым читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит
6) Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями. Однако чаще всего автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни. Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир. Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены общенародные идеалы, а личность конкретного сказителя стерта.
Классические литературные сказки русских писателей как раз и позволяют читателю увидеть две стороны этого жанра: фольклорные традиции и авторское своеобразие