Именно в этом ограниченном пространстве-доме Фамусова и сталкивается Чацкий с Репетиловым – своим последним истинным пространственным двойником.
«Кстати, что такое Репетилов? В нем 2, 3, 10 характеров» , -отмечал А. С. Пушкин [4, 122].
Пародийность образа Репетилова – факт в литературоведении общеизвестный. Пародийный двойник, нигде до этого не упоминаемый, возникает перед Чацким внезапно, когда тот уже готов уехать. Обращение Репетилова: «Сердечный друг! Любезный друг! Mon cher!», - сменяется уменьшительно-ласкательным «братец» (ср. обращение Горича) . Подтверждая своеобразную близость этих людей, обращение «братец» Грибоедов вкладывает и в уста Чацкого. Но «пародирование – это создание развенчивающего двойника, это тот же «мир наизнанку» . Поэтому пародия амбивалентна» [1, 147].
С первых слов Репетилова Чацкий узнает в нём себя – утреннего Чацкого, горячего, пылкого, влюблённого и несдержанного в речах (болтливого? ) . Холодные, колкие и язвительные реплики Софьи, сдерживающие, охлаждающие и оскорбляющие порыв Чацкого, теперь, в общении с Репетиловым, становятся принадлежностью самого Чацкого.
Драматург жёсток и жесток по отношению к своему герою: он не только беспощадно и нелицеприятно напоминает Чацкому о его утренних промахах, он заставляет заново пережить ситуацию внезапного появления не очень желанного и не особо жданного гостя, поставив Чацкого на место Софьи.
Репетилов – ночной кошмар Чацкого, его воплощенное, хоть и мнимое сумасшествие. Он не только объясняется Чацкому в любви («Не любишь ты меня, естественное дело…» ) , как ранее это делал Чацкий («Ни на волос любви! куда как хороши! ) , но и овеществляет реплики Чацкого:
Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног… Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, Верст больше седьмисот пронесся, - ветер, буря; И растерялся весь, и падал сколько раз… [2, 52-53]. (здесь и далее выделено мной – С. Т. ) .
Репетилов (вбегает с крыльца, при самом входе падает со всех ног и поспешно оправляется) .
Тьфу! Оплошал. – Ах, мой создатель! Дай протереть глаза; откудова? Приятель! . . ……………………………………………… как будто знал, сюда спешу, Хвать, об порог задел ногою, И растянулся во весь рост [2, 124-125].
Как Чацкий порой не замечает, что его никто не слушает и не слышит, так и Репетилов не замечает, что Чацкого сменяет Скалозуб, которого в свою очередь сменяет Загорецкий:
Чуть из виду один, гляди уж нет другого. Был Чацкий, вдруг исчез, потом и Скалозуб [2, 131].
Как охлаждающие реплики Софьи мало действуют на Чацкого, так и иронические замечания Чацкого не трогают Репетилова. Практически ни тот, ни другой их просто не слышат.
Как Чацкому равно перед кем произносить очередную проповедь – Софьей, Фамусовым, Скалозубом etc., так и Репетилову собеседник в целом не очень важен. Монологи Чацкого и Репетилова прекращаются только с исчезновением собеседника, даже пассивный слушатель – заткнувший уши Фамусов – устраивает Чацкого, как Репетилова – слушатель, постоянно меняющийся.
В репликах Репетилова, как в кривом зеркале, отражаются и искажаются мысли Чацкого о долге, службе, чинах … Иллюзорные высокие мечты и идеалы Чацкого профанируются Репетиловым, становятся кошмарной явью.
Теперь пускай из нас один, Из молодых людей найдется - враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин. В науки он вперит ум, алчущий познаний. Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим высоким и прекрасным, - Они тотчас: разбой! пожар! И прослывёт у них мечтателем! опасным! ! [2, 74] –
страстно произносит Чацкий, не подозревая о наличии «горячих дюжины голов» , для которых оплотом свободомыслия и вольности становится Английский клуб, «старинным и верным членом» которого является Фамусов, а единственным и достойным времяпрепровождением членов Секретнейшего союза – сочинение водевилей.
1) Как таковой связи у Наташи и Анатолия не было. Анатолий очаровал её своим обоянием, причем только в личных целях. Ну а Наташа как молодая, наивная девушка повелась на это всё, влюбилась в него, хотела с ним сбежать, и почти сбежала пока её не остановили в нужный момент. Поведение Наташи мне покозалось странным, т.к она уже собиралась выходить замуж за Балконского. И это поцелуй Наташи с Анатолием был весьма лишнем, для почти замужней девушке.2) Наташа очень радовалась возращению Николая Ростова. Как никак он её родной брат.
1. Они встретились на станции, покуда ждали поезд, чтоб вернуться на нём по домам. 2. Иванов подумал было женщине (пригласить её в родную часть, чтоб она могла переночевать в избе медсестёр и не мёрзнуть на вокзале), но машина тронулась и он забыл об этой женщине. Эпизод показывает обычного человека, он войну, но в обычной мирной жизни он не стремиться быть героем, он и рад бы но если это требует приложения каких-либо усилий - то он скорее не сделает, чем сделает дело. 3. цитата " Маша...привыкла к летчикам, которые любили ее, как старшую сестру, дарили ей шоколад и называли «просторной Машей» за ее большой рост и сердце, вмещающее, как у истинной сестры, всех братьев в одну любовь и никого в отдельности. " 4. оба они были потеряны, не могли ещё перестроиться на мирную жизнь цитата "Маше непривычно, странно и даже боязно было ехать домой к родственникам, от которых она уже отвыкла. Иванов и Маша чувствовали себя сейчас осиротевшими без армии; однако Иванов не мог долго пребывать в уныло-печальном состоянии; ему казалось, что в такие минуты кто-то издали смеется над ним и бывает счастливым вместо него, а он остается лишь нахмуренным простачком. Поэтому Иванов быстро обращался к делу жизни, то есть он находил себе какое-либо занятие или утешение либо, как он сам выражался, простую подручную радость, — и тем выходил из своего уныния." 5. цитата " В сущности, ему нужно было бы скорее ехать домой, где его ожидала жена и двое детей, которых он не видел четыре года. Однако Иванов откладывал радостный и тревожный час свидания с семьей. Он сам не знал, почему так делал, — может быть, потому, что хотел погулять еще немного на воле." Он был обычным человеком без сильного внутреннего стержня, он ещё не знал чего хочет и что должен делать, не разобрался в себе. 6. Женщина добродушкая добросердечная с большим сердцем и склонная, как все женщины, к постоянству потому она цитата "Иванов уехал и не видел, как Маша, оставшись одна, заплакала, потому что никого не могла забыть, ни подруги, ни товарища, с кем хоть однажды сводила ее судьба." 7. Больше ему запомнилась не внешность, а запах "Иванов признавался себе, что волосы Маши пахнут, как осенние павшие листья в лесу, и он не мог их никогда забыть... " и потом дома он вспоминает "Иванов вспомнил еще запах Маши, как пахли ее волосы; но они пахли лесною листвой, незнакомой заросшей дорогой, не домом, а снова тревожной жизнью" 8. Доброта, ласка, нерешительность, большое сердце, наивность, вера в людей, христианская любовь, отсутствие эгоизма.
«Кстати, что такое Репетилов? В нем 2, 3, 10 характеров» , -отмечал А. С. Пушкин [4, 122].
Пародийность образа Репетилова – факт в литературоведении общеизвестный. Пародийный двойник, нигде до этого не упоминаемый, возникает перед Чацким внезапно, когда тот уже готов уехать. Обращение Репетилова: «Сердечный друг! Любезный друг! Mon cher!», - сменяется уменьшительно-ласкательным «братец» (ср. обращение Горича) . Подтверждая своеобразную близость этих людей, обращение «братец» Грибоедов вкладывает и в уста Чацкого. Но «пародирование – это создание развенчивающего двойника, это тот же «мир наизнанку» . Поэтому пародия амбивалентна» [1, 147].
С первых слов Репетилова Чацкий узнает в нём себя – утреннего Чацкого, горячего, пылкого, влюблённого и несдержанного в речах (болтливого? ) . Холодные, колкие и язвительные реплики Софьи, сдерживающие, охлаждающие и оскорбляющие порыв Чацкого, теперь, в общении с Репетиловым, становятся принадлежностью самого Чацкого.
Драматург жёсток и жесток по отношению к своему герою: он не только беспощадно и нелицеприятно напоминает Чацкому о его утренних промахах, он заставляет заново пережить ситуацию внезапного появления не очень желанного и не особо жданного гостя, поставив Чацкого на место Софьи.
Репетилов – ночной кошмар Чацкого, его воплощенное, хоть и мнимое сумасшествие. Он не только объясняется Чацкому в любви («Не любишь ты меня, естественное дело…» ) , как ранее это делал Чацкий («Ни на волос любви! куда как хороши! ) , но и овеществляет реплики Чацкого:
Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног…
Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,
Верст больше седьмисот пронесся, - ветер, буря;
И растерялся весь, и падал сколько раз… [2, 52-53].
(здесь и далее выделено мной – С. Т. ) .
Репетилов (вбегает с крыльца, при самом входе падает со всех ног и поспешно оправляется) .
Тьфу! Оплошал. – Ах, мой создатель!
Дай протереть глаза; откудова? Приятель! . .
………………………………………………
как будто знал, сюда спешу,
Хвать, об порог задел ногою,
И растянулся во весь рост [2, 124-125].
Как Чацкий порой не замечает, что его никто не слушает и не слышит, так и Репетилов не замечает, что Чацкого сменяет Скалозуб, которого в свою очередь сменяет Загорецкий:
Чуть из виду один, гляди уж нет другого.
Был Чацкий, вдруг исчез, потом и Скалозуб [2, 131].
Как охлаждающие реплики Софьи мало действуют на Чацкого, так и иронические замечания Чацкого не трогают Репетилова. Практически ни тот, ни другой их просто не слышат.
Как Чацкому равно перед кем произносить очередную проповедь – Софьей, Фамусовым, Скалозубом etc., так и Репетилову собеседник в целом не очень важен. Монологи Чацкого и Репетилова прекращаются только с исчезновением собеседника, даже пассивный слушатель – заткнувший уши Фамусов – устраивает Чацкого, как Репетилова – слушатель, постоянно меняющийся.
В репликах Репетилова, как в кривом зеркале, отражаются и искажаются мысли Чацкого о долге, службе, чинах … Иллюзорные высокие мечты и идеалы Чацкого профанируются Репетиловым, становятся кошмарной явью.
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей найдется - враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин.
В науки он вперит ум, алчущий познаний.
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим высоким
и прекрасным, -
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывёт у них мечтателем! опасным! ! [2, 74] –
страстно произносит Чацкий, не подозревая о наличии «горячих дюжины голов» , для которых оплотом свободомыслия и вольности становится Английский клуб, «старинным и верным членом» которого является Фамусов, а единственным и достойным времяпрепровождением членов Секретнейшего союза – сочинение водевилей.