На ранних этапах развития общественного сознания представления о мироздании и природе человека складывались в мифы, предания и легенды. На основе мифотворчества культивировались языческие обряды, формировались основы религий и философских учений. Миф как форма устного коллективного творчества имел более широкую, по сравнению с другими фольклорными видами искусства, трактовку. Мифические мотивы прослеживаются и в легендах, с которыми в древности связывали реальные исторические факты или выдающиеся события.
Что такое миф и легендаМиф – отражение в коллективном сознании древних людей представлений об устройстве мира, зафиксированное в произведениях устного народного творчества и письменных источниках. Мифическое повествование утверждало власть бессмертных богов над судьбой человека и объясняло все жизненные явления как проявление божественной воли.
Легенда – один из фольклорных жанров, в котором реальные исторические события, природные катаклизмы и явления общественной жизни предстают в форме символического обобщения, близкого к мифотворчеству. Персонажи легенд – герои и сверхчеловеческие сущности, олицетворяющие силы природы.
В чем же разница между мифом и легендой?
События, отраженные в мифах, охватывали значительный хронологический период и не могли быть связаны с конкретными личностями, влиявшими на ход истории. В центре внимания мифов – жизнь, соперничество, борьба и праздность всемогущих богов, обитавших отдельно от людей: чаще всего, в священных горах или на небе. Происходящее на земле в античном мифологизированном сознании – только проекция судьбоносных действий властителей неба, тверди и водной стихии.
Мифические боги покровительствовали земледелию, скотоводству, торговле, мореплаванию – основным и вполне реальным видам деятельности, с которыми были связаны. Бессмертие богов противопоставлялось бренности жизни простых смертных.
Легенды описывают отдельный эпизод исторического этнической группы или народности, в то время как в мифах изображаются практически все стороны жизни.
Боги, населяющие мифические вершины, глубины океанов и подземный мир, бессмертны. Герои легенд наделены невероятной силой, умом но не могут жить вечно. Они совершают подвиги с богов и умирают, как обычные люди.
к содержанию ↑Отличие мифа от легендыМиф относится к эпическим жанрам устного народного творчества; характеризуется широким обобщением символических образов, отражающих определенный уровень коллективного сознания.Легенда – один из жанров народного эпоса, в основе которого лежат реальные исторические события.В мифах повествуется о жизни бессмертных богов. Персонажи легенды – смертные герои, которым покровительствуют высшие силы.В мифах охват событий значительно шире, чем в легендах.Один из основных приемов построения сюжета в легенде – гипербола. В мифах фантастическое преувеличение воспринимается как объективная реальность.
Но произведение "Жизнь и приключения чудака" (Чудак из шестого "Б") мне нравится ничуть не меньше и радует, что и его издатели не обходят стороной. Юмор, находчивость, самоирония и самокритика главного героя книги Бориса Збандуто никого не оставят равнодушным.
Сколько необдуманных и безответственных (по мнению взрослых) поступков совершает герой-шестикласник в нелёгкой работе вожатого в 1классе. Чего только стоит его сеанс психотерапии в тёмной комнате. А списывание на ответственной контрольной. А эксплуатация детского труда во имя благородной цели пойти всем классом в цирк. Каких только «глупостей» не наделал Борька, но так прикипел к своим малышам, не говоря уже о том, что первоклашки считали своего вожатого просто героем и даже не побоялись идти к директору заступаться за Бориса.
Вторая часть повести «Женитьба дяди Шуры» более серьёзная, чем первая, да и тема там затронута более сложная. Отношения родителей и детей, падчерицы и мачехи. Но и здесь Борис выступает как мудрый миротворец, пытается не дать разбиться хрупкому семейному счастью, а своей маленькой подружке обрести маму, любящую, настоящую, а не злую мачеху, как в сказке