Рассказ ю. яковлева «рыцарь вася» о том, как неуклюжий, неловкий мальчик вася мечтал стать рыцарем, мечтал о подвигах, а жизнь его проходила однообразно и буднично, и о том, как вася совершил рыцарский подвиг, славу за который присвоил себе другой человек. по началу рассказа мы не можем предположить, что героем произведения может быть этот мальчик вася: медлительный, неповоротливый, неловкий, сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть - «одним словом, тюфяк» . «то, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе» . однако автор заставляет нас заинтересоваться следующей репликой: «никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой» . и мы догадываемся, что его неказистая внешность лишь оболочка, а «в груди его билось благородное сердце рыцаря» . он видел себя закованным в латы, совершающим многие подвиги, защищая слабых и обиженных. в его душе живёт романтик. несколько раз автор сталкивает внутренний мир васи и его внешность, которая подавляет внутренний жар, не даёт разглядеть благородного мальчика, «прекрасного рыцаря» за «толстым и косолапым тюфяком» . он сам ненавидел себя «за неподходящую для рыцаря внешность» . да и прозвище за ним закрепилось не рыцарское: «слон в фарфоровой лавке» . никто васю не понимал, даже друг, которому он раскрыл свои мечты, грубо посмеялся над ним: «на такого толстого никакие доспехи не налезут» . посмеялся, не понимая, что «ранил васю в самое сердце» . в свободное время вася бегал в музей, в зал, где находились рыцари, закованные в латы. ему доставляло наслаждение тайком от строгой дежурной старушки трогать «холодную сталь доспехов» , пробовать остроту мечей. он медленно переходил от чёрного рыцаря к золотому, от золотого –к серебряному. он жил в этом мире: « к одни рыцарям он относился по –дружески, к другим – со сдержанным холодком. он кивал им головой и мысленно справлялся, как прошёл очередной турнир. ему казалось, что рыцари следят за ним сквозь смотровые щели опущенных забрал и никто из них не смеётся и не называет его тюфяком» . в этом мире он был счастлив. но когда приходило время уроков. он опять становился неуклюжим и вызывал всеобщий смех: «он плёлся к доске, задевая ногой парты» , на уроках физкультуры «он был предметом общих насмешек» , потому что на «коне» он застревал и « восседал, как всадник в седле» . « уже заранее начинали хихикать» , « смеялись ..» печальна судьба этого мальчика, загнанного в угол своей внешностью, непониманием окружающих : «он привык к судьбе неудачника» . но один случай разглядеть в нём благородного человека. вася спас провалившегося под лёд первоклассника. не дима ковалёв, который потешался над неуклюжим васей, а «тюфяк» , жертвуя собой, спасает тонущего. он понимал, что хрупкий лёд может не выдержать его, и тогда… но рыцари не , если речь идёт о спасении: «он видел только насмерть перепуганного малыша» совершив подвиг, он вновь стал «тюфяком» . ему не нужна была слава, ведь он видел себя «безымянным рыцарем» . поэтому он принимает предложение ковалёва: «ты ноги промочил, беги домой, а пацана я сам доведу» . «тюфяк поплёлся домой» . на линейке в школе директор рассказ о подвиге ковалёва димы. васе хотелось сказать, что это ложь, но «от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно» . в конце концов он и сам поверил, что димка герой, и захлопал, когда все захлопали. ведь рыцари совершают подвиги не ради славы, а ради спасения. что –нибудь изменилось после случившегося? нет. «он с трудом протиснулся за парту, сдвинул её с места… и в тетрадке по арифметике начал рисовать рыцаря» . он по –прежнему мечтал о рыцарстве, хотя сам был настоящим рыцарем. немного грустно после чтения этого рассказа. жалко васю, который не может самоутвердиться в жизни, жалко , которые на хотят и не могут рассмотреть в своём товарище благородного человека.
рассказ посвящен военным действиям на кавказе во второй половине xix века. в это время шла кровопролитная война за присоединение кавказа к россии. горские народы оказывали упорное сопротивление, захватывали солдат в плен. обозы могли передвигаться от одной крепости к другой только под усиленной охраной. л. н. толстой сам был участником боевых действий и описывал события, имея представление о реальной картине событий, поэтому рассказ ''кавказский пленник'' можно с полным правом назвать былью. главными участниками событий в рассказе стали два офицера -- жилин и костылин. жилин получает письмо от матери с просьбой приехать домой навестить ее, отпрашивается в отпуск и выезжает из крепости. рассказ построен на сопоставлении главных героев. оно начинается уже с их фамилий. жилин -- от слова ''жила'' , т.е. сильный, выносливый человек. деревяшка под названием «костыль» всегда служит только подпоркой, а то и обузой своему спутнику. так и костылин мешал жилину во всем. по вине костылина жилин попал в плен и не удался их первый побег. жилин -- сильный, волевой человек. он не рассчитывает на мать, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. он включается в жизнь татар, аула, постоянно что--то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов -- он силен духом. именно эту мысль, прежде всего, хотел донести до читателя автор. костылин -- , слабый и морально, надеется только на выкуп, который пришлет его мать. костылин не смог убежать из плена. он остался не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма. писатель, рисуя данный образ, как бы говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться из плена внешнего. сравнивая двух героев во всем -- от внешности до поступков и мыслей, мы видим, что симпатии писателя, а соответственно, и читателей полностью на стороне жилина -- простого, храброго, честного офицера. на костылина же ни в чем нельзя положиться. всё творчество л. н. толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между . читая рассказ ''кавказский пленник'', мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. это поняла и маленькая дина, хотя жилин был взрослее её и чужим по крови. л. н. толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед.