Автор "Слова" использовал множество троп. Можно начать эпитетов : Боян вещий, старый Ярослав, храбрый Мстислав, красный Роман Святославович, старый Владимир, ратный дух, храбрые полки, поганые полки половецкие, храбрый Святославич, Олегово храброе гнездо, поганый половчанин, Дон великий, кровавые зори, черные тучи, синие молнии, гром великий, храбрые полки Игоревы, храбрые русичи, золотой шолом, поганые головы половецкие, сабли каленые, золотой отчий стол, мила красна Глебовна, покров смертный зеленый, храбрый князь, сила русская, жены русские, милые лады, сильные полки, храбрые сердца, худая пора, удалые сыны Глебовы, славный Роман, грозные половчане, жемчужная душа, храброе тело, ведун разумный, поганые полка, старые кенязья, поганые полка. Сравнения : простые " Сами скачут, как серые волки в поле, серые волки в поле, себе ища чести, а князю славы" (князь отважный, ищет славу) ; "По русской земле разбрелись половцы, как пардусов выводок" "Скрипят телеги их (половецкие) в полуночи, словно лебеди кричат распуганые" "Высоко взлетаете вы (Мстислав и Роман) на дело важное, словно как сокол на ветрах ширяется... " сложные: видим что войско русское сравнивается с храбрым гнездом ; половцы с бесовыми детьми, пардусовым выводком, черными воронами. Тавтологические высказывания : уже невеселое время, братья, настало: уже пустыня силу прикрыла; ни мыслию смыслить, ни думою сдумать, ни очами сглядеть; полков половецких. Два солнца смеркли, два багряных столпа угасли, а с ними и два молодых месяца; Слова-обращения : "Братьия и дружина! Лучше бы нам быть порублеными, чем даться в полон... " "О, Боян, соловей старого времени! " "О, сыновья мои, Игорь и Всеволод! Рано вы стали мечами разить Половецкую землю, а себе искать славы! " "Ты, галицкий князь Осмомысл Ярослав, высоко ты сидишь на престоле своем златокованом! " " О, стонать тебе, земля Русская, вспоминая времена первые и первых князей! " "Ты, Игорь-князь! Не мало тебе величия, а Кончаку нелюбия, Русской земли веселия! " "А ты, Мстислав и смелый Роман! Храбрая мысль носит ваш ум на подвиги.. " Метафоры: "Растекался мыслию по древу, серым волком по земли, сизым орлом под облаками","Скача соловьем по мысленну древу, взлетая улом под облаки, свивая все славы всего времени" ( Боян) , "Кровавые зори свет поведают, черные тучи идут с моря, хотят прикрыть четыре солнца" ( вместе перед опасностью) , " Ваше храброе сердце +в жестоком булате заковано и в буйстве закалено! То ль сотворили вы моей серебряной седине! " Приемы увидели, из них можно составить такие характеры героев, это уже легко, сделаете сами. Просто даже из того, что выше написано мы видим: Игорь - отважный, смелый, хочет добыть честь и славу, верен в любви, любящий отца, решительный, но излишне самоуверен. Всеволод - уважает своих воинов, всегда придет на патриот. Святослав - мудрый тактик и стратег, хороший политик и воин, любящий отец, имеет богатый жизненый опыт. Ярославна - княжна, красивая, умная, верная, любящая жена и мать. Даже, как бы сказать, ее красота заключается в том, что она переживает и болеет за всех русских воинов. Ее образ один из лучших образов в литературе.
Начинается произведение зачином, в котором автор призывает начать песню «по былинам сего времени, а не по замышлению Бояна» - то есть в соответствии с рельными событиями. Боян (древний русский певец-сказитель) , когда слагал песню, то «растекался белкой по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками» , то есть давал волю фантазии. Автор предлагает послушать повесть о князе Игоре, который повел «храбрые полки» «на землю Половецкую за землю Русскую» .
Игорь смотрит на солнце и, видя войско свое, покрытое мраком (солнечное затмение) , призывает всех, несмотря на дурное предзнаменование, идти за Дон и сражаться с половцами, так как «лучше… быть изрубленными, нежели сдаться в плен» . Вступив в «золотое стремя» , Игорь продолжает путь. Дурные предзнаменования множатся – кричат птицы, ревут звери, ухает филин. Русские войска переходят Дон и «преграждают» «багряными щитами широкие поля, ища себе чести, а князю славы» . «На заре в пятницу» русские разбивают половецкие полки, увозят с собой богатую добычу и «красных половецких девиц» . Русское войско останавливается в поле, располагается лагерем. Половцы в это время собирают силы и во главе с ханом Кончаком нападают на неприятеля. Русские храбро сражаются, особо отличается в бою Всеволод, брат Игоря.
Автор вспоминает о былых битвах времен князя Олега, в которых русские воины стяжали себе славу, сетует на междоусобицы, которые начались затем и в которых русские убивали русских, а иноплеменники «поганые» вторгались в Русскую землю. Сражение с половцами длится «с утра до вечера» три дня, а «на третий перед полуднем пали знамена Игоревы» . Автор говорит о том. Что поход Игоря и Всеволода был попыткой дать отпор внешнему врагу, в то время как остальные князья были заняты междоусобицами. В этом Игоря и Всеволод были продолжателями дела своего отца Святослава, который неоднократно побивал половцев.
Святославу в Киеве в момент поражения его сыновей снится «худой сон» . В котором ему подносят отравленное питье, каркают вороны, ползают змеи и прочее. Бояре отвечают, что Всеволоду и Игорю, «двум соколам» , «крылышки подрезали саблями половецкими, да и самих опутали путом железным» .
Святослав говорит «золотое слово» , в котором сетует на то, что Игорь и Всеволод не ко времени пошли на половцев, так как остальные князья «себе волости расхитили – по Роси, по Суле города поделили» и не захотели им Святослав вспоминает о временах Рюрика, Владимира, о доблести предков, призывает князей отомстить за кровь Игоря, «половцам заградить ворота своими острыми стрелами» .
Ярославна, жена Игоря, плачет в Путивле на одной из башен кремля, она обращается к Днепру, к солнцу, просит охранять ее мужа и привести к ней невредимым.
Игорь в плену. В одну из ночей он бежит из половецкого плена. Ханы Гза и Кончак бросаются в погоню, но не настигают беглеца, так как и реки, и птицы указывают ему путь «в родное гнездо» .
Заканчивает автор повесть здравицей в честь Игоря и других князей.
И.Бунин "Тёмные аллеи"
Бунин очень трепетно относился к чувству любви,для него это было святое чувство.Не каждому даётся этот дар в жизни,Бунин не прощает предательств в любви.Тот кто предаёт святое чувство,не достоин быть счастливым,тому не даётся прощение.
Автор не даёт шанса Николаю Алексеевичу быть прощенным Надеждой,потому что тот предал любовь,а однажды предав,он обречён на страдания.Отвернувшись от настоящего чувства,герой Бунина обрёк себя на жизнь без счастья и одиночество,Надежда простила его,но ничего не забыла.
М. Шолохов "Тихий Дон"
Григорий Мелехов женился на Наталье не по любви,а по настоянию отца.Он честно говорит жене,что любит другую и ничего не может с этим поделать.Наталья прощает измены мужу,надеясь,что он когда-нибудь поймёт и оценит её ,увидит,какая она на самом деле.Но Григорий не замечет её чувств,Наталье остаётся только прощать и жить надеждой на чудо,ради сохранения семьи.
Л.Толстой "Война и мир"
Иногда люди не замечают недостатков близких,любовь делает их слепыми.Пьер Безухов, из "Война и мир" Л.Толстого,был ослеплён любовью к Элен,все вокруг видели правду,кроме Пьера,который доверял Элен.Она обманула доверчивого мужа,а что ещё хуже,не подумала скрывать это от общества.Измена жены принесла глубокое разочарование благородному человеку,он разочаровался в женщинах вообще,и в обществе ,которое его окружало.
Брак Элен Курагиной-это брак по расчёту,она не любить и для неё главное деньги,состояние мужа.Пьер получил огромное наследство и стал предметом охоты для Курагиных,решивших прибрать к рукам княжеское состояние Безуховых.Пользуясь жалостью мужчин,Элен оговаривает Пьера,делая его тираном в глазах общества.Пьер не только прощает Элен,он делает всё,чтобы с ней расстаться.Пьер решает уехать в Петербург и Элен согласна,но в обмен на состояние мужа.Получив большую часть имений,Элен отпускает Пьера.