Фонвизин написал свою комедию в эпоху правления Екатерины II. Данный этап в развитии России связан с господством передовых на то время идей просвещенной монархии, заимствованных у французских просветителей. Автор, как представитель своего времени, несомненно разделял господствующие в дворянском обществе идеи. Их он и постарался отразить в своем произведении, обнажив перед зрителями и читателями не только их положительные моменты, но и осмеяв недочеты и заблуждения. Митрофанушка является олицетворением пагубности твердолобости своих родителей (в первую очередь матери) и наглядным примером того, во что может превратиться человек под влиянием псевдо-учителей, излишнего покровительства родственников, а также собственной лени и отсутствием личностного, духовного роста (вот откуда вытекает само понятие "недоросль"). Фонвизин создает новый жанр социально-политической комедии, гармонично совместившей в себе ряд реалистичных сцен, изображенных с иронией, сарказмом, смехом, из жизни заурядных представителей дворянства с просветительскими проповедями о добродетели, морали, необходимости воспитания в себе лучших человеческих качеств.
1.Прощание с молодостью. Пушкин в конце VI главы романа тоже прощается со своей молодостью:
Мечты, мечты! где ваша сладость? Где вечная к ней рифма, младость? Ужель мне скоро тридцать лет?
2. Извинения. Далее он пускается в столь долгие рассуждения о дамских ножках (“Ах, ножки, ножки! где вы ныне?..”), что позже ему приходится извиняться перед читателем:
В начале моего романа (Смотрите первую тетрадь)... Я занялся воспоминаньем О ножках мне знакомых дам. Пора мне сделаться умней, В делах и слоге поправляться, И эту пятую тетрадь От отступлений очищать.
3. Автобиография. Данный фрагмент писался в Бессарабии(Молдавия и Украина).
Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы, Где, может быть, родились вы Или блистали, мой читатель; Там некогда гулял и я: Но вреден север для меня
Как правило, в качестве эпиграфов используют пословицы или цитаты, здесь же приведен отрывок разговора в вагоне, разговора мальчика с отцом. Этот разговор построен как сцена из пьесы: обозначены действующие лица, их реплики предваряются авторскими ремарками. По ремаркам мы можем судить об участниках разговора: Ваня одет в кучерский армячок, это народная одежда, а он сын генерала («папаша» в пальто на красной подкладке, то есть в генеральской шинели). Таким образом, кучерский армячок лишь маскарад, подделка под народность либерального «папаши». «Строителем» железной дороги называется «Граф Петр Андреич Клейнмихель», известный своей жестокостью начальник строительства, скомпрометированный отставной генерал. Дело в том, что ко времени написания стихотворения граф давно уже умер, а имя его использовано Некрасовым как намек на деспотические методы правления «либерального» царя. Стихотворение и направлено во многом против либеральной эпохи Александра II. Мирные реформы, по мнению Некрасова и его единомышленников, обрекают народ на новую кабалу, а единственное народа - революция. Революционным пафосом полно стихотворение «Железная дорога». Эпиграф играет роль повода для написания стихотворения . Стихотворение является как бы ответом на разговор, спорит с утверждением эпиграфа , что дорогу построил «граф Петр Андреич Клейнмихель».