Первые три во сори что не полностью)
1.Осень создаёт печальное настроение, ощущение какой-то скорой утраты.
Описывается октябрьское ненастье.
Грусть льётся с самого начала произведения:
*Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и всё доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора». На фоне серого, чёрного окружения природы маленький подсолнечник одинок, как и Катерина Петровна.
Он доцветает, как и Катерина Петровна доживает свой век
2.Никак не мог доцвесть маленький подсолнечник у забора, но и он доцветает, и он одинок среди чёрного, чёрного, и поэтому становится грустно.
Это как бы маленькое тёплое солнышко на фоне безотрадной картины поздней осени, которое никак не хочет погаснуть, надеется на что-то.
3.“Горький запах” нетопленных печей, пыльный “Вестник Европы”, пожелтевшие чашки на столе, давно нечищенный самовар ..
Ночник - “единственное живое существо”, он вздрагивает, передавая тревогу хозяйки, ее боль, грусть. Керосиновый ночник подчеркивает безмерность одиночества героини. Одновременно он будто сигнализирует о беде и участия
Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь...
Это страшное предсказание оказалось правдой: на место свергнутого царя явился «мощный человек» с «булатным ножом в руке», который был «мрачен» и «беспощаден»; и Россия на многие годы погрузилась в кровавый хаос войн и революций. Но Лермонтов, размышляя о судьбе России, думал и о судьбе своего поколения — поколения 30-х годов XIX века. И это закономерно: ведь именно люди творят историю, и будущее страны зависит только от них, от того, какую память они оставят следующим поколениям после себя, О своем поколении Лермонтов написал в стихотворении «Дума». Это стихотворение — размышление, и не случайно оно начинается таким образом:
Тема Родиныи и Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова является традиционным. Нашла она свое отражение и в стихах М. Ю. Лермонтова. Поэт не был равнодушным или безучастным в своем отношении к родине. Его стихи пронизаны болью и гордостью за нее: болью — за те несчастья и страдания, которые выпали на ее долю, а огромной гордостью — за ее несокрушимый дух, мужественный народ, будущее которого должно быть величественным и прекрасным.
Уже в ранних стихах Лермонтова можно найти размышления о судьбе России. Шестнадцатилетний поэт написал в стихотворении «Предсказание» поистине пророческие строчки:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно...
Почему же поэт начинает свое размышление этими грустными строчками? Потому что он видел все ничтожество окружающих его людей. Эти люди были «перед опасностью позорно-малодушны, и перед вла-стию — презренные рабы». Они отказались от борьбы, их с самой молодости томит «путь без цели», они состарятся «в бездействии», Лермонтов произносит полные горечи слова:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Это поколение не оставит после себя ничего: «ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда». Оно ничем не прославит Родину. Поэт использует в стихотворении местоимение «мы»; он не хочет отделять себя от своего поколения, хотя эти горькие упреки меньше всего относились к нему самому. Поэт не боялся власти; он смело бросал ей в лицо наполненные беспощадным презрением слова:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, послушный им народ.
Лермонтов, уезжая в очередную ссылку на Кавказ, прощался с официозной Россией — страной, где «рано жизнь тяжка бывает для людей», где «стонет человек от рабства и цепей», как написал он в своем раннем стихотворении «Жалобы турка».
Но Лермонтов знал и другой Образ России — страну бескрайних полей, безбрежных лесов и широких рек, чьи разливы подобны морям. Именно такой Образ России мы видим в его стихотворении «Родина». Стихотворение начинается с признания поэта: «Люблю отчизну я, но странною любовью...» Почему же Лермонтов называет своё отношение к родине «странной любовью»? Потому что громкая слава России, ее история («темной старины заветные преданья») не пробуждают должного отклика в душе поэта. Он любит иной Образ России:
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
Й на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
Лермонтов «с отрадой, многим незнакомой», взирает на «полное гумно» и на крестьянскую избу, «покрытую соломой». Он, чувствовавший себя чужим на великосветском балу, был готов до полночи смотреть «на пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков» во время обычного деревенского праздника.
Н. А. Добролюбов, восхищаясь простотой и красотой этого лермонтовского стихотворения, писал: «В удивительном стихотворении «Родина» Лермонтов понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно». Именно такую любовь к России можно считать подлинной, и именно поэтому мы можем назвать М. Ю. Лермонтова настоящим патриотом своей Родины, прославляющим ее красоту и величие.