В дачном поселке на Рублевском шоссе живут трое друзей - Ангелина, Алена и Вик. Ангелина сирота, живущая с бабушкой и сестрой в старом, почерневшем от старости доме. Алена из семьи "новых русских", ученица элитной гимназии. Вик - сын охранника в усадьбе Алениной семьи. Они очень разные, мысли и мечты у них разные. Ангелина очень устала от бедности и хочет вырваться в красивую жизнь. Начать она решает с поступления в элитную гимназию, но перед ней стоят финансовые проблемы. Вик мечтает творить, его манят замки и храмы, камни древности. Пока он мастерит макеты церквей и замков из гипса или пластилина, его отец прочит сыну "прибыльную" карьеру охранника. С Аленой все сложнее. При общем достатке она ощущает пустоту вокруг себя. Ей хочется людям, делать добрые дела, быть нужной, а ей даже поработать на участке не дает садовник.
Главной сюжетной линией становится случайное знакомство Алены с соседкой - бывшим преподавателем МГУ Лидией Матвеевной Кабановой. Свалившаяся как снег на голову одинокой старушке девочка жаждала не только знакомства, но общения и готова была во всем. Л.М. уже привыкла и смирилась с одиночеством (дочь жила и работала в городе). У нее и в мыслях не было дружить с подростком. Но у них нашлось много общих тем, молодость и настойчивость взяли свое. Л.М. и Алена подружились и делились самыми сокровенными тайнами. Старушка рассказала о первой любви и дочери, на которую у нее в молодости не было времени. Алена поведала про вымышленную страну, куда она "сбегала" когда обстановка в доме накалялась. Но еще Алена узнала, что Кабанова больна, жить ей осталось недолго. Дом и участок она завещала дочери, а та привезла матери инвалидную коляску - дав возможность выйти за пределы дома. В одну из прогулок Л.М. показала Алене сад своего детства и предложила высадить молодые яблоньки из него на берегу реки. Девочка старалась, как могла, ведь ей приходилось держать в секрете дружбу со старушкой от родителей и друзей. Она боялась непонимания и насмешек. И не напрасно. Не сумев вытянуть накопления у Вика (его отец откладывал на образование) Ангелина, заметив, куда ходит подруга, взялась шантажировать ее. Но денег у Алены не было, и у Кабановой она отказалась брать. Секрет раскрылся, вызвав бурю протеста со стороны родителей, домашний арест и насмешки друзей. Пока Алена переживала ситуацию, ее немолодая подруга умерла. Родственники пригласили Алену на похороны. А Геля, от досады, что ее планы сорвались, вырвала и вытоптала яблоньки на берегу. Это видел и поведал Алене Вик. Мальчишка единственный кто понял и принял ее позицию.
Алена впервые осознала всю боль потери близкого человека. Она поняла, что почувствует мать, потеряв отца. Из семейного архива было извлечено много секретов, показавших девочке, что взрослые тоже боятся, обижаются, стыдятся. Точно так же как когда-то в мечтах она вымышленную страну, Алена бросилась свою семью, мирить и открывать глаза своим близким. Она была по-настоящему нужна им всем.
На Ангелину обрушилась похожая проблема - ее мир едва не рухнул, когда "вредная старуха" - ее бабушка, слегла с сердечным приступом в больницу. Без бабушки стонал даже дом. Геля прозрела, благодаря чьим заботам и любви она живет. Бедно, но в родной семье. Она просила прощения у бабушки и сестры. Девочка восстановила посадки у реки.
За это лета подростки сильно повзрослели. Их детские "я" и "хочу" сменились зрелыми желаниями и целями. Алена поедет учиться в Лондон, где попробует подарить любовь сводному брату-инвалиду, брошенному ее отцом. Геля пойдет работать и сестре. А Вик поедет волонтером на реставрацию настоящих замков.
Это произведение, которым сразу после первых чтений и публикаций восхищались такие гиганты того времени как Пушкин, Белинский, Аннеков, Герцен, Щепкин. Над этой комедией от всей души хохотал император Николай I и о постановке которой он отозвался: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!». Но многие современники не увидели или не захотели увидеть за ширмой классического сюжета комедии общественный фарс, в котором за уездным городком обозначена вся Россия.
До Гоголя в традиции русской литературы в сатирических произведениях XIX века, было характерно наравне с отрицательными героями изображение и положительных. В комедии «Ревизор» же фактически нет положительных героев. В «Ревизоре» Гоголь собрал в одну кучу всё дурное в России, все те несправедливости, которые существуют там, где больше всего требуется от человека справедливости, и не смотря на все эти прескорбности, одним разом посмеялся над всем.
Комедия «Ревизор» до сих пор актуальна. После сочинения пьесы почти два столетия, однако всё говорит о том, что это произведение об обыденном случае в уездном городке ещё долго будет говорить нам о действительности в России, где по-прежнему процветает всё подмеченное Гоголем: взяточничество, мошенничество, казнокрадство, чинопочитание, шутовство, равнодушие, безжалостность, несправедливость и возрастающая централизация. А сам образ Хлестакова и сейчас соответствует духу времени.
В гоголевском произведении сатирический смысл комедии дополняется выпуклым изображением образа чиновников и городничего русского уездного города. Традиция подкупа и обмана должностного лица изображена совершенно естественной и неизбежной, когда нет и мыслей о других путях, кроме как подкупить ревизора взяткой. И уездный безымянный городок становится обобщением всей России, где под угрозой ревизии всплывает подлинное лицо главных героев.