Эпитеты : чисто поле, каленые стрелы, острые мечи, черный ворон, синее море, жемчужная душа, кровавые зори, теплые туманы, поганые полки... Метафоры : " у Немиги кровавые берега не добром были засеяны засеяны костьми русских сынов"... " поострил сердце мужеством", " воины, прикрытые тьмой "... "кровавый брачный пир", " струны рокочут"... Олицетворения : "никнет трава от жалости", " кричат телеги с полуночи", " черные тучи с моря идут ". Повторы : " За Русскую землю, за Игоревы раны удалого сына Святославича ", " с черниговскими былями, с могуты и с татраны, и с шельбиры и с топчакы... " ( перечисления), " бишася день, бишася другый " ( долгота действия ).
Чацкий не терпит лжи и фальши. Язык этого человека остер, как нож. Каждая его характеристика метка и язвительна:
Молчалин прежде был так глуп!.. Жалчайшее созданье! Уж разве поумнел?.. А тот — Хрипун, удавленник, фагот, Созвездие маневров и мазурки!
Монолог Чацкого “А судьи кто?..” беспощадно осуждает фамусовское общество. Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета, становится на сторону Фамусова. Сплетни растут, как “снежный ком”. И Чацкий не выдерживает. Он не может больше оставаться в обществе низких, подлых, зазнающихся и глупых людей. Они осудили его за ум, за свободу слова и мысли, за честность. Перед тем, как уйти, Чацкий бросает всему фамусовскому обществу:
Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет.
Чацкий выше их, в нем проявляются лучшие и редкие качества. Те, кто не может увидеть и оценить этого, самое малое, просто глупцы. Чацкий бессмертен, и сейчас этот герой актуален. Комедия “Горе от ума” внесла огромный вклад в развитие русской литературы. Пьеса Грибоедова была, есть и будет современным произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут чинопочитание, жажда наживы, сплетни.