Пьеса Островского "Бедность не порок" .написанная в 1853 году, стоит в стороне от сатирических и обличительных пьес драматурга .Первоначальное название"Гордым Бог противится" было заменено автором ,которого называли"Колумбом Замоскворечья" ,потому что он хорошо знал мир купечества .Премьера пьесы января 1854 года в Малом Театре . В данной пьесе нам показана купеческая история ,произошедшая в среде купцов и фабрикантов ,хозяев жизни .Автор дал зрителю понять ,чем живёт народ небольшого уездного городка . Главным действующим лицом пьесы является разорившийся купец ,прощелыга и пьяница ,человек ,которому в доме богатого брата и места нет -Любим Гордеевич Торцов .Однако именно он противопоставлен миру бездушных богатеев .Он не пропил свою совесть ,свою душу .Он свободен ,а потому быть искренним и независимым .Это он обличает Африкана Коршунова в стяжательстве ,жадности ,обмане и других грехах .Речь Любима является поворотным моментом,кульминацией в развитии сюжета .Его слова заставляют изменить своё "непреклонное решение" кичливого Гордея Торцова .Как часто бывает у Островского ,имена и фамилии героев - говорящие .ЛЮБИМ ТОРЦОВ - люб автору ,и поэтому имеет такое светлое имя . . Конфликт пьесы прост и прозрачен .Стремящийся в высшее общество богатый и не очень отёсанный "гордый " Гордей рвётся подружиться с Африканом Коршуновым ( фамилия говорящая .Да и имя - инородное ) Этот фабрикант уже проглотил состояние Любима Торцова,теперь нацелился и на его неумного брата .Именно Любим своими пламенными и правдивыми речами остановил готовящуюся свадьбу Любови Гордеевны со стариком Африканом ,который просто погубил бы молодую девушку ( как это уже произошло с его первой женой ) . С учётом заявленного в пьесе конфликта герои делятся на положительных и отрицательных .По отношению Островского к своим героям мы можем сделать вывод о жизненных принципах драматурга .Народная нравственность ,любовь к близким ,искренние настоящие чувства ,близость народным традициям ,победа добра над злом - вот те идеалы .которые близки были писателю в данный период жизни .А персонаж ,в котором отражены и сосредоточены эти качества - Любим Торцов ,любимый герой Островского .
Любим торцов — герой комедии а.н.островского «бедность не порок» (1853, первонач. назв. «гордым бог противится»). духовный облик л.т. стал центром критико-публицистической полемики вокруг пьесы. славянофилы расценили его появление как «новое слово» в искусстве, связанное с раскрытием национального идеала. восклицание героя «шире дорогу — любим торцов идет! » стало для них символом победы национальных начал в искусстве. «демократическая» критика отнеслась скептически и к чрезмерной восторженности славянофилов, и к моральному пафосу образа л.т. промотавшийся брат богатого купца, л.т. ходит по городу «скоморохом», по копеечке собирает, «шута из себя разыгрывает». в отместку выгнавшему его брату гордею л.т. «созорничал»: пошел да с нищими стал у собора, осрамил брата «на весь город». на святках, когда «на улице праздник, у всякого в доме праздник», острее чувствуется одиночество л.т, душа которого «иззябла». горькое шутовство л.т, необходимость паясничать за кусок хлеба делают его «юродивым поневоле». в поведении л.т. прослеживаются черты сознательного социального самоуничтожения, роднящие его с юродивыми древней руси. его «обветшалый бурнус» сродни «худым ризам», в которых юродивые, «ругался миру», обличали ничтожество здравого смысла и практических нужд перед ликом божьей правды. о ней помнит л.т, когда восклицает: «и моя слеза до неба дойдет! » л.т. никому не желает и не делает зла, «не заедает чужой век», сочувственно и любовно относится к хорошим людям, гневно-презрительно — к забывшим стыд и совесть. «изверг естества»,— говорит он об африкане коршунове, утратившем в себе образ божий. ключом к образу л.т. является его страстный монолог, в котором он просит брата не губить счастья дочери и выдать ее замуж по любви за бедного приказчика митю. в результате вмешательства л.т. «злодей» африкан посрамлен, загордившийся брат « в рассудок», бедные влюбленные соединились. слова жены гордея раскрывают смысл происшедших событии и роль в них л.т.: «люби-мушка < > снял ты с нашей души грех великий, не замолить бы его нам». л.т. не просто падший человек. важнейшая черта его личности — сознание своего падения. в образе л.т. островский раскрывает глубоко национальную черту характера: способность низко пасть, но не потерять при этом нравственную чистоту, в самом падении сохранить способность различения добра и зла. комедия островского, написанная в русле традиций народного театра, достаточно бесхитростна. почти притчевый сюжет, однокра-сочность характеров, четко разделенных на «гордых» и «смиренных», благополучный финал напоминают о старинных жанрах «слезной комедии» и народной мелодрамы. но образ л.т. явился исключением. островский создал его по законам реалистического искусства и тем самым сделал комедию значительным событием в театра. воздействие образа л.т. ощутимо сказалось в творчестве ф.м.достоевского (мармеладов в романе «преступление и наказание») и л.н.толстого (федя протасов в драме «живой труп»). первый исполнитель роли л.т.— п.м.садовский (1854), которому островский посвятил комедию. среди других исполнителей — в.в.самойлов (1854), м.с.щепкин (1855), п.в.васильев (1861), а.а.остужев (1934). лит.: чернышевский н.г. «бедность не порок» // а.н.островский в критике. м., 1948; григорьев а.а. по поводу спектакля 10 мая (1863) «бедность не порок» островского // григорьев а.а. театральная критика. л., 188s; боцяновский в.ф. любим торцов // памяти а.н.островского. пг., 1923.
В данной пьесе нам показана купеческая история ,произошедшая в среде купцов и фабрикантов ,хозяев жизни .Автор дал зрителю понять ,чем живёт народ небольшого уездного городка .
Главным действующим лицом пьесы является разорившийся купец ,прощелыга и пьяница ,человек ,которому в доме богатого брата и места нет -Любим Гордеевич Торцов .Однако именно он противопоставлен миру бездушных богатеев .Он не пропил свою совесть ,свою душу .Он свободен ,а потому быть искренним и независимым .Это он обличает Африкана Коршунова в стяжательстве ,жадности ,обмане и других грехах .Речь Любима является поворотным моментом,кульминацией в развитии сюжета .Его слова заставляют изменить своё "непреклонное решение" кичливого Гордея Торцова .Как часто бывает у Островского ,имена и фамилии героев - говорящие .ЛЮБИМ ТОРЦОВ - люб автору ,и поэтому имеет такое светлое имя .
.
Конфликт пьесы прост и прозрачен .Стремящийся в высшее общество богатый и не очень отёсанный "гордый " Гордей рвётся подружиться с Африканом Коршуновым ( фамилия говорящая .Да и имя - инородное ) Этот фабрикант уже проглотил состояние Любима Торцова,теперь нацелился и на его неумного брата .Именно Любим своими пламенными и правдивыми речами остановил готовящуюся свадьбу Любови Гордеевны со стариком Африканом ,который просто погубил бы молодую девушку ( как это уже произошло с его первой женой ) .
С учётом заявленного в пьесе конфликта герои делятся на положительных и отрицательных .По отношению Островского к своим героям мы можем сделать вывод о жизненных принципах драматурга .Народная нравственность ,любовь к близким ,искренние настоящие чувства ,близость народным традициям ,победа добра над злом - вот те идеалы .которые близки были писателю в данный период жизни .А персонаж ,в котором отражены и сосредоточены эти качества - Любим Торцов ,любимый герой Островского .