АСТАФЬЕВ, ВИКТОР ПЕТРОВИЧ (1924–2001), русский писатель. Родился 1 мая 1924 в д.Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете «Чусовский рабочий» был опубликован его первый рассказ Гражданский человек. В Перми вышла и первая книга Астафьева До будущей весны (1953). В 1959–1961 учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир», возглавляемом А.Твардовским. Уже для первых рассказов Астафьева было характерно внимание к «маленьким людям» – сибирским староверам (повесть Стародуб, 1959), детдомовцам 1930-х годов (повесть Кража, 1966). Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл Последний поклон (1968–1975) – лирическое повествование о народном характере. В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская. В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия. В повести Пастух и пастушка (1971), жанр которой был обозначен автором как «современная пастораль», рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной. В пьесе Прости меня (1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без патетики показано лицо войны в повести Так хочется жить (1995) и в романе Прокляты и убиты (1995). В своих интервью прозаик неоднократно подчеркивал, что не считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом. Вскоре после публикации романа Прокляты и убиты Астафьев был награжден премией «Триумф», ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве. Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести Царь-рыба (1976; Государственная премия СССР, 1978), жанр которой Астафьев обозначил как «повествование в рассказах». Сюжетной канвой Царь-рыбы стали впечатления писателя от поездки по родному Красноярскому краю. Документально-биографическая основа органично сочетается с лирическими и публицистическими отступлениями от ровного развития сюжета. При этом Астафьеву удается создать впечатление полной достоверности даже в тех главах повести, где очевиден вымысел – например, в главах-легендах Царь-рыба и Сон о белых горах. Прозаик с горечью пишет об истреблении природы и называет главную причину этого явления: духовное оскудение человека. Астафьев не обошел в Царь-рыбе главный «камень преткновения» деревенской прозы – противопоставление городского и деревенского человека, отчего образ «не помнящего родства» Гоги Герцева получился одномерным, почти карикатурным. Писатель без восторга воспринял перемены, произошедшие в человеческом сознании в начале перестройки, он считал, что при нарушении моральных основ человеческого общежития, которое было характерно для советской действительности, всеобщая свобода может привести только к разгулу преступности. Эта мысль высказывается и в повести Печальный детектив (1987). Ее главный герой, милиционер Сошнин, пытается бороться с преступниками, понимая тщетность своих усилий. Героя – а вместе с ним и автора – ужасает массовое падение нравственности, приводящее людей к череде жестоких и немотивированных преступлений. Такой авторской позиции соответствует стилистика повести: Печальному детективу более, чем другим произведениям Астафьева, свойственна публицистичность. В годы перестройки Астафьева пытались втянуть в борьбу между различными писательскими группировками. Однако талант и здравый смысл ему избежать соблазна политической ангажированности. Возможно, этому в немалой мере и то, что после долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке, сознательно дистанцировавшись от городской суеты. Овсянка Астафьева стала своеобразной «культурной Меккой» Красноярского края. Здесь прозаика неоднократно посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели. Жанр миниатюрных эссе, в котором много работал Астафьев, он назвал Затесями, символически связав свою работу со строительством дома. В 1996 Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 – Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ). Умер Астафьев в с.Овсянка Красноярского края 29 ноября 2001, похоронен там же.
I Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь. II Однажды русский генерал Из гор к Тифлису проезжал; Ребенка пленного он вез… 1. Он был, казалось, лет шести, Но в нем мучительный недуг Развил тогда могучий дух Его отцов. 2. Из жалости один монах Больного призрел, и в стенах Хранительных остался он, Искусством дружеским 3. …после к плену он привык, Стал понимать чужой язык. 4. …вдруг однажды он исчез Осенней ночью. 5. Его в степи без чувств нашли И вновь в обитель принесли. 6. Он на допрос не отвечал И с каждым днем приметно вял. III Все лучше перед кем-нибудь Словами облегчить мне грудь… 1. Я мало жил, и жил в плену. 2. Я знал одной лишь думы власть, Одну - но пламенную страсть… 3. Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок, Я вырос в сумрачных стенах Душой дитя, судьбой монах. 4. И видел у других Отчизну, дом, друзей, родных, А у себя не находил Не только милых душ - могил! 5. Ты хочешь знать, что видел я На воле? 6. И стало в памяти моей ясней, ясней… а) И вспомнил я отцовский дом, Ущелье наше и кругом В тени рассыпанный аул… б) А мой отец? он как живой В своей одежде боевой Являлся мне… 7. Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил… 8. ..жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. 9. Я сам, как зверь, был чужд людей И полз и прятался, как змей. 10. …на краю Грозящей бездны я лежал… 11. Кругом меня цвел божий сад. 12. …не раздался В торжественный хваленья час Лишь человека гордый глас. 13. Вдруг - голос - легкий шум шагов… 14. Держа кувшин над головой, Грузинка узкою тропой Сходила к берегу. 15. Трудами ночи изнурен, Я лег в тени. 16. Я цель одну - Пройти в родимую страну - Имел в душе… IV Но скоро в глубине лесной Из виду горы потерял И тут с пути сбиваться стал. 1. Все лес был, вечный лес кругом, Страшней и гуще каждый час… 2. Я стал влезать на дерева; Но даже на краю небес Все тот же был зубчатый лес. 3. Тогда на землю я упал; И в исступлении рыдал… людской Я не желал… 5. И если б хоть минутный крик Мне изменил - клянусь, старик, Я б вырвал слабый мой язык. 6. Но тут я плакал без стыда. Кто видеть мог? Лишь темный лес Да месяц, плывший средь небес! V То был пустыни вечный гость - Могучий барс. 1. Сырую кость Он грыз и весело визжал… 2. Я ждал, схватив рогатый сук, Минуту битвы… 3. …сердце вдруг Зажглося жаждою борьбы И крови… 4. И вот в тени ночной Врага почуял он, и вой Протяжный, жалобный как стон Раздался вдруг… 5. Удар мой верен был и скор… 6. Он застонал, как человек, И опрокинулся. 7. Но вновь, Хотя лила из раны кровь Густой, широкою волной, Бой закипел, смертельный бой. 8. …мы, сплетясь, как пара змей, Обнявшись крепче двух друзей, Упали разом, и во мгле Бой продолжался на земле. 9. Я пламенел, визжал, как он; Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков Под свежим пологом лесов. 10. Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу!. . VI Но тщетно спорил я с судьбой: Она смеялась надо мной! 1. Я вышел из лесу. 2. Вдали аул Куриться начал. 3. …понять Не мог я долго, что опять Вернулся я к тюрьме моей. 4. Да, заслужил я жребий мой! Могучий конь, в степи чужой, Плохого сбросив седока, На родину издалека Найдет прямой и краткий путь… Что я пред ним? VII Когда я стану умирать, И, верь, тебе не долго ждать, Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста… Оттуда виден и Кавказ! ну пойдёт? или как?
У нас тоже было такое задание в 8 классе, я не понимаю, что здесь сложного? Мне 5 поставили. (Цифры означают, к какой главе принадлежит цитаты) 1) Немного лет тому назад... Был монастырь. 2) Однажды русский генерал Из гор к Тифлису проезжал Ребёнка пленного он вёз 3) Я никому не мог сказать 4) Священных слов "отец" и "мать". Конечно, ты хотел, старик, Чтоб я в обители отвык От этих сладостных имён- Напрасно: звук их был рождён Со мной. 5) Меня могила не страшит: Там, говорят, страданье спит В холодной вечной тишине, Но с жизнью жаль расстаться мне. 6) Вдали я видел сквозь туманы, В снегах, горящих как алмаз, Седой, незыблемый Кавказ. 7) И вспомнил я отцовский дом, Ущелье наше, и кругом В тени рассыпанный аул; Мне слышался вечерний гул. 8) Я убежал. О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнии ловил 9) Бежал я долго - где? куда? Не знаю! Ни одна звезда Не озарила трудный путь. Ну, вот примерно так и надо, а дальше можно и самой продолжить
В 1959–1961 учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир», возглавляемом А.Твардовским. Уже для первых рассказов Астафьева было характерно внимание к «маленьким людям» – сибирским староверам (повесть Стародуб, 1959), детдомовцам 1930-х годов (повесть Кража, 1966). Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл Последний поклон (1968–1975) – лирическое повествование о народном характере.
В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская. В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия.
В повести Пастух и пастушка (1971), жанр которой был обозначен автором как «современная пастораль», рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной. В пьесе Прости меня (1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без патетики показано лицо войны в повести Так хочется жить (1995) и в романе Прокляты и убиты (1995). В своих интервью прозаик неоднократно подчеркивал, что не считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом. Вскоре после публикации романа Прокляты и убиты Астафьев был награжден премией «Триумф», ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.
Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести Царь-рыба (1976; Государственная премия СССР, 1978), жанр которой Астафьев обозначил как «повествование в рассказах». Сюжетной канвой Царь-рыбы стали впечатления писателя от поездки по родному Красноярскому краю. Документально-биографическая основа органично сочетается с лирическими и публицистическими отступлениями от ровного развития сюжета. При этом Астафьеву удается создать впечатление полной достоверности даже в тех главах повести, где очевиден вымысел – например, в главах-легендах Царь-рыба и Сон о белых горах. Прозаик с горечью пишет об истреблении природы и называет главную причину этого явления: духовное оскудение человека. Астафьев не обошел в Царь-рыбе главный «камень преткновения» деревенской прозы – противопоставление городского и деревенского человека, отчего образ «не помнящего родства» Гоги Герцева получился одномерным, почти карикатурным. Писатель без восторга воспринял перемены, произошедшие в человеческом сознании в начале перестройки, он считал, что при нарушении моральных основ человеческого общежития, которое было характерно для советской действительности, всеобщая свобода может привести только к разгулу преступности. Эта мысль высказывается и в повести Печальный детектив (1987). Ее главный герой, милиционер Сошнин, пытается бороться с преступниками, понимая тщетность своих усилий. Героя – а вместе с ним и автора – ужасает массовое падение нравственности, приводящее людей к череде жестоких и немотивированных преступлений. Такой авторской позиции соответствует стилистика повести: Печальному детективу более, чем другим произведениям Астафьева, свойственна публицистичность. В годы перестройки Астафьева пытались втянуть в борьбу между различными писательскими группировками. Однако талант и здравый смысл ему избежать соблазна политической ангажированности. Возможно, этому в немалой мере и то, что после долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке, сознательно дистанцировавшись от городской суеты. Овсянка Астафьева стала своеобразной «культурной Меккой» Красноярского края. Здесь прозаика неоднократно посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели. Жанр миниатюрных эссе, в котором много работал Астафьев, он назвал Затесями, символически связав свою работу со строительством дома. В 1996 Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 – Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ). Умер Астафьев в с.Овсянка Красноярского края 29 ноября 2001, похоронен там же.