"боится высунуть нос"- так говорят про человека, который чего-то боится и долго не показывается. Часто про домоседов говорят: "да он из дома носа не высунет"
Ода "Вольность"В 1817 году появляется ода Пушкина "Вольность", в которой поэт поднимает и развивает основные темы творчества Радищева, то есть темы свободы и независимости личности. Не случайно произведение имеет то же название, что и ода Радищева - "Вольность". В самых первых строках оды поэт заявляет:Хочу воспеть свободу миру На тронах поразить порок. Пушкин гневно обрушивается на теронию и беззаконие господствующих правителей. Миром правит "неправедная власть". Пока эта власть не будет ограничена законом, рабство и насилие в мире не исчезнут. Поэт в это время видит возможность пресечения царского произвола именно в законе, то есть в конституции. Эти мысли во многом идут от Куницына, который на своих лекциях говорил о "естественном праве человека", то есть о равенстве, независимости каждого человека, как в природном законе.Пушкин восклицает в оде:Владыки! вам венец и трон Дает Закон — а не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон.В ограничении власти царя, создании конституционной монархии в России Пушкин видел освобождение русского народа от теронии и торжество социальной справедливости. Ода "Вольность" провозглашает прогрессивные для своего времени идеи и делает это с великой эмоциональной силой и убежденностью. В стихотворении отражено гражданское чувство поэта, его боль за попранные права человеческой личности. На современников Пушкина стихотворение оказало огромное психологическое воздействие, прозвучало подлинным гражданским революционным призывом. Будущие декабристы нашли в оде близкие для себя идеи, пробуждающие патриотические чувства и стремление к действию.
А. С. Пушкина очень интересовала роль случайности и предопределенности в жизни человека. Он верил в рок, знал, что существуют фатальные обстоятельства, которые неподвластны воле человека и его планам. Собственная жизнь не раз давала ему повод задуматься о том, от каких странных мелочей зависит судьба. Многие произведения Пушкина полны раздумий о непостижимой игре, которую ведет с человеком Создатель. В повести "Метель" автор выводит подчеркнуто обычных людей, не блещущих умом, талантом, силой духа, и показывает, как причудливо может сложиться жизнь, если вмешается необъяснимая и непредвиденная случайность. Герои "Метели" — уездная мечтательная и сентиментальная барышня и бедный прапорщик, находящийся в отпуске. Они влюблены друг в друга, родители против, и вот Маша и Владимир, по классическим канонам жанра романа, решают бежать и тайно обвенчаться. Все спланировано и рассчитано, верные слуги готовы друзья жениха соглашаются стать свидетелями и даже "жизнь за него отдать", батюшка согласился венчать.. . И ничего не получилось! Вмешался случай, судьба рассудила по-своему. Поднялась метель, закружила в поле жениха, и он опоздал на "собственную свадьбу. И эта же метель привела к деревенской церкви проезжего офицера Бурмина, который и оказался под венцом с незнакомой барышней. Ему это казалось шуткой, проказой, и только потом он осознал, что шутить с судьбой опасно! Два незнакомых друг другу чело-река соединены узами брака, но не могут надеяться на Любовь и супружескую жизнь. Они не могут даже найти друг друга. Судьба вмешалась еще раз, дав возможность героям встретиться по-настоящему и полюбить друг друга. Это невероятный союз, который начался свадьбой, а продолжился через несколько лет знакомством, может быть счастливым, по мнению Пушкина. А метель — это символ судьбы, того непонятного, причудливого и своенравного игрока, который держит в руках карты нашей жизни. Дух повести, и сюжет, и даже романтичность истории, которая произошла с героями произведения, роднит с романсами пушкинскую «Метель» . Когда эту повесть читаешь, может статься, что за строками ее страниц звучит волшебная музыка - звуки старинного романса.