Фёдор Михайлович Достоевский неслучайно уделяет описанию теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание» такое большое внимание. Она не плод фантазии великого писателя. Среди современников Достоевского было много молодых образованных людей, увлекающихся идеями Ницше. Именно его учение порождало подобные убеждения, популярные среди молодёжи, пытающейся найти выход из унизительного нищенского положения. Произведение талантливого писателя поднимало актуальные проблемы современного общества. Преступность, пьянство, проституция – пороки, порождённые социальным неравенством, захлестнули Россию. Пытаясь уйти от страшной реальности, люди увлекались идей индивидуализма, забывали о вечных нравственных ценностях и заповедях христианской религии.
Главный герой романа Ф. М. Достоевского, обладая незаурядными мечтая о великом будущем, вынужден терпеть нужду и унижение. Это пагубно повлияло на психологическое состояние героя. Он оставляет учёбу в университете, запирается в своей душной каморке и обдумывает план страшного преступления. Случайно подслушанный разговор кажется Раскольникову странным предзнаменованием. Отдельные мысли и фразы повторяли тезисы статьи «О преступлении», написанной им для газеты. Увлечённый идеей молодой человек решается воплотить теорию в жизнь.
Отношение Печорина к судьбе и предопределению раскрывается в главе "Фаталист". Когда Печорин заключает пари с Вуличем, он не верит в рок и делает это ради развлечения, но в то же время видит "печать смерти" на лице приятеля. Когда Вулича убивает пьяный казак, Печорин начинает сомневаться в своих рассуждениях и решает вновь испытать судьбу: ему удаётся обезоружить казака практическими голыми руками. Размышляя над предопределением и его роли в жизни человека, Печорин не приходит к однозначному мнению, но делает для себя вывод: есть предопределение или нет, человек всегда должен действовать смело, полагаясь на свой разум и опыт — это ему остаться в живых.
папа приходит вечером уставший и голодный. он с работы. мама прибегает взъерошенная и сердитая. на ней тяжелые сумки и все хозяйство. у бабушки вязанье, но свитер такой скучный, что бабушка то и дело над ним засыпает. если бы в их жизни остался хоть малюсенький кусочек сказки из детства, то все их мелкие взрослые неприятности показались бы ерундой рядом с чудесами и волшебством. увы! так уж устроены взрослые – только получат паспорт, или диплом, или свидетельство о браке, так тут же все сказки из головы вон. впрочем, не у всех.
есть такая профессия – сказочник. этим людям никакие дипломы не могут выбить фантазий из головы. сказочники от всех нормальных людей отличаются, зато между собой похожи. джеймс барри, автор «питера пэна», например, похож на александера милна, автора «винни-пуха». не лицом, конечно. оба они родились в . (, между прочим, – одна из главных волшебных стран в мире. именно там раньше жили волшебные существа – эльфы и феи, с ними запросто каждый человек мог встретиться. потом феи разлетелись по сказкам мира, а в сегодняшней их раз-два и обчелся).
джеймс барри сначала хотел быть полезным взрослым и писал взрослые книги, пьесы и умные статьи. ну точно как александер милн. а по выходным он от статей отдыхал, гуляя с сыном дэвидом в кенсингтонском саду. тут-то и обнаружился его уникальный талант – помнить детские чудеса, слышать волшебные заклинания и видеть фей. «прогулочные» он записал. ну точно как милн про винни-пуха. но подарил барри эти не одному сыну дэвиду. как раз в это время у писателя появилось еще несколько – дети его погибшего друга, которых он взял не только в свою семью, ной в о питере пэне. так получилась книга, прославившая его на весь мир, – «питер пэн и венди». что тут началось! всех охватила такая любовь к питеру пэну, что ему даже памятник поставили на родине – в кенсингтонском саду! дэвид и его новые братья и сестры, подрастая, стали забывать сказки, однако другие дети в и в европе не захотели расставаться с питером пэном и феями. да и сам джеймс барри, даром что взрослый, не умел забывать чудеса. так появилась еще одна про питера пэна – только не продолжение предыдущей, где рассказывалось о его приключениях с венди, а наипервейшая , – про то, откуда берутся дети вообще и такие волшебные дети, как питер пэн, в частности. и про самую первую девочку, которая встретилась с питером пэном – про мейми. и про то, как давно это было, – уже почти никто не помнит. впрочем, и сам джеймс барри давно это записал. наверное, даже дети дэвида и его названых братьев и сестер с тех пор успели стать дедушками и бабушками. а питер пэн так и не вырос. и не состарился. самая первая его жизни и приключений называется «питер пэн в кенсингтонском саду». долго добиралась эта сказка до нас. но для волшебства нет границ. теперь книга джеймса барри про маленького мальчика, ставшего волшебным, – ваша.