Легенды — это прозаические произведения, в которых фантастически осмыслены события, связываемые с явлениями неживой природы, с миром растений, животных, а также людей (племена, народы, отдельные личности); со сверхъестественными существами (Бог, святые, ангелы, нечистые духи). Основные функции легенд — объяснительная и нравоучительная. Легенды связаны с христианскими представлениями, но в них ощущается и языческая основа. В легендах человек оказывается неизмеримо выше нечистой силы.
В качестве примера можно привести легенду о том, как новгородский архиепископ Иоанн "закрестил" черта в медном чайнике, а потом заставил его свозить себя в Иерусалим. Источником этого устного произведения является "Сказание о великом святителе, о Иоанне, архиепископе Великого Новаграда, како был единой ноши из Новаграда в Иерусалим-граде и паки возвратися". Сказание было занесено в Четьи-Минеи и во многие старинные житийные сборники. (А чайник, в котором якобы был закрещен черт, и сейчас хранится в Новгороде, в музее).
Легенды бытовали как в устной, так и в письменной форме. Сам термин "легенда" пришел из средневековой письменности и в переводе с латинского языка означает "то, что должно быть прочитано" (legenda). Церковные книги международной распространенности многих сюжетов. Вместе с тем народные письменные легенды церковь относила к "отреченным книгам", так как их содержание не вполне совпадало с официальным вероучением. Такие книги назывались апокрифами (от греч. apokryphos — "тайный").
В апокрифических легендах была важна не догматическая верность христианскому учению, а, как справедливо подчеркивал А. Н. Афанасьев, "правда гуманного христианского одушевления, проникающая собой все поэтическое создание".
Объяснение:
В рассказе И.С. Тургенева «Муму» автор рассказывает историю собачки, которую по приказу барыни утопил ее хозяин глухонемой Герасим. Барыня не приказывает буквально Герасиму утопить собачку. В ее приказании звучит лишь желание избавиться от собаки. Потом она поняла, что ее приказ не выполнен. Это вызывает в ней бурю и негодование. А прислуга еще больше пугается. Герасим принимает решение сам убить собачку. Он знал, что приказ будет исполнен. Вполне возможно, что собачку убили бы еще более жестоко.
Именно поэтому, он как хозяин, сам берется выполнить это страшное поручение. В этом рассказе Тургенев, описывая трагические судьбы главных персонажей, выступает активно против крепостничества. Образ главного героя Герасима – это олицетворение всего крепостного русского народа, а барыня – это собирательный образ крепостничества. В те время помещики могли безнаказанно относится по своему усмотрению к крестьянам. Они могли их наказывать, распоряжаться их жизнями и судьбами. Крестьяне относились к этому как к нормальному положению вещей. Они были приучены слушать и безропотно подчиняться своим хозяевам.