Чему учат сказки? Жизни. Сказки в увлекательной форме рассказывают о добре и зле. Они внушают, что ничто даром не дается. Но доброе дело и сердце будут вознаграждены, а зло наказано.
Впрочем, явного зла в «Сказке об одном зернышке» не было. Ну ходили братья бесцельно по степи, долю свою искали. Одному повезло. целый мешок золота нашел, второй — саблю. А младший — лишь одно зернышко и сумел отыскать. Вот тут-то пути братьев, как это часто бывает, и разошлись.
Много труда пришлось младшему приложить, чтобы из одного зернышка хлеба получить хлеба, достаточного для прокормки семи городов и семи сел, построенных внуками. Но все же достиг к старости того, о чем братьям в степи сказал. А у них-то жизни как раз не задались, не сумели найденным добром распорядиться. Один был жаден, другой — задирист.
Вот так и мы свою жизнь строить не умеем растрачиваем, подобно старшим братьям, природные таланты, не те цели ставим, не теми путями идем.
А сказка учит радоваться малому, терпеть, не бояться рисковать, закапывая единственное зернышко в землю, и развивать природные таланты на пользу людям. Не купить и не покорить семь сел и городов, а прокормить — вот в чем дело! Делиться плодами своего труда и дарования.
Еще сказка учить прощать и быть снисходительными к тем, кто не преуспел. Сказка — ложь, да в ней намек: жизнь прожить — не поле перейти.
В центре рассказа Виктора Астафьева "Васюткино озеро" ребёнок, который в сложной ситуации сумел проявить себя как взрослый опытный таёжник. Васютка может служить примером для юных читателей. Заблудившись в тайге, мальчик не только сумел выжить, но и нашёл путь домой. Прекрасно зная секреты суровой природы, он провёл ночь в тайге, позаботился о том, чтобы не остаться голодным, а позже стал искать дорогу, направляясь на север. О мужестве, рассудительности мальчугана свидетельствуют все его действия. Васютка не поддавался панике, не метался в поисках выхода из тайги, сумел отыскать дорогу к Енисею. Автор уверен, что судьба таким отважным и мужественным людям.
Баба Горынинка (Латыгорка) принадлежит к разряду женщин-богатырей, силы которых отличаются стихийными размерами. Имя сближает ее с Святогором и означает, повидимому, жительницу горной страны, повидимому, той же, где жил Святогор, т. е. прикавказской. В некоторых былинах она называется королевой Задонской, (т. е. страны, находящейся за Доном), что опять указывает на прикавказскую страну. Столкновение бабы Горынинки с Алешей Поповичем кончается тем, что баба схватывает Алешу за шиворот, сбрасывает его с коня и приказывает послать к ней на бой самого Илью Муромца, слава которого от востока до запада. Борьба между Ильей и бабой идет упорная. Оба утаптываются в землю по колена. Илья, наконец, одолевает бабу и затем сближается с нею. По трех суток после победы Илья расстается с бабой, оставив ей перстень для своего будущего сына или дочери.
Сближение Ильи с поленицей бабой Горынинкой напоминает сближение Ильи с женой Святогора. Весьма возможно, что былина об Илье и бабе Горынинке есть не более, как вариант былины об Илье и жене Святогора.
БОЙ ИЛЬИ МУРОМЦА С СЫНОМ
Юный сын Ильи носит различные имена: Бориско, Збут, Сокольник, Соловник, Подсокольник; величается он иногда нахвальщиком (нахалом), татарином, а в некоторых былинах - Жидовином, из Жидовской земли (Жидовин - хазар, Жидовская земля - хазарская - прикавказская родина бабы Горынинки и ее сына). В былинах о Жидовине забыто, что Жидовин - сын Ильи. (...)
Название богатыря Жидовином могло, помимо воспоминаний о Хазарском царстве, проникнуть в былины из духовных стихов: в духовном стихе о Феодоре Тироне Константина Самойловича осаждает в Иерусалиме царь Июдейский, сила жидовская; в былине о хождении русских богатырей в Царь-град фигурирует Идолище Жидовское. С течением времени слова жидовский, жидовин должны были получить смысль врага вообще, как слово татарин, басурманин, которые также применяются к сыну Ильи.