В «Песне...» использованы различные приемы, приближающие поэму Лермонтова к особому жанру – песне. Так, в произведении важную роль играют гусляры. К тому же, не очень ярко выражено авторское присутствие. Автор использует различные средства эмоциональной фонетики, поэтического синтаксиса, которые приближают произведение к народной песне. Например: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич... В этом отрывке мы видим синтаксический повтор и параллелизм. Поэтому можно сказать, что именно использование художественных средств сближает «Песню...» Лермонтова с народной. Кроме того, близко произведение к устному народному и по содержанию. Не зря ведь говорят, что основа фольклорной песни – это ее нравственная, духовная направленность. В ней рассказывается о красоте и величии нашей Родины, раскрываются традиции народного быта, особенности культуры и вероисповедания. Не зря отрывки «Над Москвой великой...», «Заря над Москвой», «Ох ты гой еси...» были положены на музыку. Ведь в них раскрывается особая для русского человека тема. Прежде всего – это прославление Москвы. К тому же, именно эти отрывки являются близкими к фольклорным именно по своей структуре.
– Гумилёв в рассказе «Скрипка Страдивариуса» размышляет о двух путях в искусстве. Каких? (Один путь – «спокойного огня творчества», «священных заветов прежних мастеров», другой – путь греха, путь искушения). – Первый путь – это путь Страдивариуса. Что для него скрипка? (Скрипка не только реализация его таланта, но и «священный миг победы человека над материей», то есть подчинение физической природы духу! Гумилёв пишет, что скрипка «покорно передавала все оттенки благородной человеческой мысли, говорила с людьми на их языке…»)– Путь искушения предлагает Паоло незнакомец. Найдите черты портрета Незнакомца. («…невысокий гибкий незнакомец с бородкой черной и курчавой и острым взглядом, как в старину изображали немецких миннезингеров. Его обнаженные руки и ноги были перевиты нитями жемчуга серого, черного и розового, а сказочно-дивная алого шелка туника свела бы с ума самую капризную и самую любимую наложницу константинопольского султана…»)– Как Незнакомец объясняет, кто он такой? («Мне льстят, когда меня называют темным владыкой и отцом греха: я только отец красоты и любитель всего прекрасного. Когда блистательный Каин покончил старые счеты с нездешним и захотел заняться строительством мира, я был его наставником в деле искусства».)– Путь отца греха – это дорога нескольких героев. Найдите, кого он перечисляет. Сделайте запись в своей тетради.Запись:Каин Софист Горгий Безумные монахи Дикари с бумерангами Паоло Белличини– Названные имена связаны с цепочкой пороков. Каких? (Каин – зависть, породившая братоубийство, софист Горгий – пустословие и ложь, безумные монахи – страх, уныние и сладострастие, дикари с бумерангами – убийство, Паоло Белличини – гордыня). Дополните свои записи.Запись:Каин – зависть, породившая братоубийство Софист Горгий – пустословие и ложь Безумные монахи – страх, уныние и сладострастие Дикари с бумерангами – убийство Паоло Белличини – гордыня.– Таким образом, человек, вступающий на путь «бешеного взлёта», осуществляет эволюцию наоборот, становится безобразным – без- образным – то есть находящимся вне культуры. Он становится «великолепной игрушкой» в руках дьявола.– Особняком в цепочке персонажей стоит Орфей. Что рассказывает о нём Незнакомец? («Хорошо играл Орфей, но он удовлетворялся ничтожными результатами. Когда от его песен заплакали камни и присмирели ленивые тигры, он перестал совершенствоваться, думая, что достиг вершины искусства, хотя лишь едва подошел к его подножью»).– А как относится к Орфею всё человечество? (Для всего человечества Орфей – тот, кто движет человечество путём культуры).
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич...
В этом отрывке мы видим синтаксический повтор и параллелизм. Поэтому можно сказать, что именно использование художественных средств сближает «Песню...» Лермонтова с народной.
Кроме того, близко произведение к устному народному и по содержанию. Не зря ведь говорят, что основа фольклорной песни – это ее нравственная, духовная направленность. В ней рассказывается о красоте и величии нашей Родины, раскрываются традиции народного быта, особенности культуры и вероисповедания. Не зря отрывки «Над Москвой великой...», «Заря над Москвой», «Ох ты гой еси...» были положены на музыку. Ведь в них раскрывается особая для русского человека тема. Прежде всего – это прославление Москвы. К тому же, именно эти отрывки являются близкими к фольклорным именно по своей структуре.