Виноват Дубровский, скорее всего, ибо он первый наехал на Троекурова. Но Пушкин ни на чьей стороне.
Троекуров сам по себе очень карпизен, поэтому можно сказать даже что виноваты оба, но мне все же кажется, что вина лежит больше на Дубровском, так как он первый начал, а Троекуров просто принял агрессивно. Хотя, каждый читатель сам определяет.
Я бы не сказала, что в этом коротеньком рассказе много иронии. Автор вспоминает себя в детстве и с высоты прожитых лет описывает себя тогдашнего. Уместно говорить о добродушной усмешке Ребёнок, ещё не умеющий обращать внимание на изменения в природе, уже знает, что утомительная скучная примерка и подгонка лёгкой одежды или выставление рам - к лету. Жизненного опыта ещё нет, но он как раз в процессе наработки.
И. С. Шмелёв вспоминает вроде бы незначительный эпизод - неудавшуюся проделку со спящим маляром, показывая, как постепенно он взрослел и учился понимать красоту родного языка и народной песни.
Мне кажется, что Базаров обрел какую-то непонятную внутри себя пустоту. Он стал не так доверять Аркадию, перестал делиться с ним своими переживаниями и мыслями. Евгений Васильевич понимает, что Аркадий догадывается о том, что он использует его. И это не нравится Базарову. Он становится более критичным по отношению к себе и к окружающим. Также его "задевают" споры с Павлом Петровичем. Базаров теряет свои позиции, он не такой уже убедительный ( Аркадий перестаёт поддакивать ему и восхищаться им). Это и угнетает Базарова изнутри.
Виноват Дубровский, скорее всего, ибо он первый наехал на Троекурова. Но Пушкин ни на чьей стороне.
Троекуров сам по себе очень карпизен, поэтому можно сказать даже что виноваты оба, но мне все же кажется, что вина лежит больше на Дубровском, так как он первый начал, а Троекуров просто принял агрессивно. Хотя, каждый читатель сам определяет.