Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка – это в литературе элементы сюжета художественного произведения (сказки, рассказа, новеллы, повести, романа, пьесы).
Экспозиция – знакомит с героями и их расстановкой, местом, временем событий. В экспозиции даются описания пейзажа, интерьера, портретов героев.
Завязка – передаёт момент возникновения конфликта между героями, описывает событие или действие, с которого в их отношениях начинается борьба.
Развитие действия – описание цепи событий, развивающих тему непримиримости интересов и целей героев; раскрывающих их моральные качества.
Кульминация – самый напряжённый момент действия, когда конфликт переходит в открытое столкновение героев, до конца раскрывающих свою суть.
Развязка – повествует о расстановке героев после снятия всех покровов и масок. Конфликт осознаётся как исчерпанный, если положение решено в пользу кого-то из персонажей.
Иногда из развязки становится понятным, что описанный конфликт неразрешим (герой-одиночка и общество консерваторов). Писатель создаёт такое произведение, чтобы перенести конфликт в сознание общества, подчеркнув, что он не только факт литературы, а и общественной жизни его современников (яркий пример – “Горе от ума” А. С. Грибоедова).
Подробнее: https://obrazovaka.ru/question/razvyazka-kulminaciya-zavyazka-ekspoziciya-v-literature-opredeleniya-66301#post-66310
Лев Николаевич Толстой любил героев, которые на протяжении всей своей жизни растут, развиваются духовно. Полковника мы видим на балу подтянутого, улыбающегося, элегантно танцующего. А после - он бьет той же перчаткой, которая была на балу, человека. Более того, глаза его налиты кровью, лицо искажено, он требует от подчиненных еще большей жестокости.
Акцент делается на том, что именно события , следующие " после бала" , повлияли на решение рассказчика. Поэтому и ПОСЛЕ, а не ДО и не ВО ВРЕМЯ,
обломов и ольга
по традиции, сложившейся в , любовь становится испытанием для героев и выявляет новые грани характеров. этой традиции следовали пушкин (онегин и татьяна), лермонтов (печорин и вера), тургенев (базаров и одинцова), толстой (болконский и наташа ростова). затронута эта тема и в романе гончарова «обломов». на примере любви ильи ильича обломова и ольги ильинской автор показал, как раскрывается личность человека через это чувство.
ольга ильинская является положительным образом романа. это умная девушка с искренними, лишенными жеманства, манерами. она не пользовалась особым успехом в свете, по достоинству сумел ее оценить лишь штольц. андрей выделил ольгу среди других женщин, потому что «она, хотя бессознательно, но шла простым, природным путем жизни… и не уклонялась от естественного проявления мысли, чувства, воли…»
обломов, познакомившись с ольгой, прежде всего обратил внимание на ее красоту: «кто ни встречал ее, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом». когда же обломов услышал ее пение, в его сердце пробудилась любовь: «от слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами…» жажда жизни и любви, звучавшая в голосе ольги, отозвалась в душе ильи ильича. за гармоничной внешностью он ощутил прекрасную душу, способную на глубокие чувства.