Грибоедов резко нарушает принятый канон, что порицалось даже дружественной драматургу критикой. «...Побочные лица, являющиеся на один миг, мастерски обрисованы», — признавал Катенин, но тут же добавлял: «жаль только, что эта фантасмагория не театральна: хорошие актеры этих ролей не возьмут, а дурные их испортят» (Письма П. А. Катенина к Н. И. Бахтину, с. 77—78). В отличие от него Вяземский считал: «Самые странности комедии Грибоедова достойны внимания: расширяя сцену, населяя ее народом действующих лиц, он, без сомнения, расширял и границы самого искусства» (Вяземский П. А. Фон-Визин // Современник, 1837, т. 5, с. 70). Действительно, вслед за Грибоедовым, в комедиях Гоголя, в пьесах Островского — и это станет приметой русской реалистической драматургии — будет воссоздано связанное родством кастовой психологии многоликое общество. В статье «Луч света в темном царстве» Добролюбов писал: «Уже в прежних пьесах Островского мы замечали, что это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему бы дали название „пьес жизни“, если бы это не было слишком обширно и потому не совсем определенно. Мы хотим сказать, что у него на первом плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц обстановка жизни... И вот почему мы никак не решаемся считать ненужными и лишними те лица пьес Островского, которые не участвуют прямо в интриге. С нашей точки зрения, эти лица столько же необходимы для пьесы, как и главные: они показывают нам ту обстановку, в которой совершается действие, рисуют положение, которым определяется смысл деятельности главных персонажей пьесы» (Добролюбов Н. А. Полн. собр. соч. М., 1953, т. 3, с. 181). Очевидно, что речь здесь идет о некоторых общих принципах русской реалистической драмы, развившейся под сильным влиянием грибоедовских традиций.
Любовь одна — веселье жизни Любовь одна — мучение сердец: Она дарит один лишь миг отрадный А горестям не виден и конец. А. С. Пушкин Искрометную, яркую, блистательную поэзию А. С. Пушкина нельзя представить без любовной лирики. Любовь у поэта многолика: это безмятежное чувство, обманчивая мечта или прекрасная сказка, которая приносит лишь страдания. Поэт молод, он стремится познать жизнь, и любовь уже успела «обжечь» его сердце. Традиционно поэт воспринимает любовь как страдание; за миг блаженства приходится платить годами мучений. Еще нет душевной черствости, нет опыта, поэтому кровоточит душа. Большинство любовных стихотворений А. С. Пушкина написаны от первого лица. Кажется, что поэт обращается непосредственно к тебе, открывает свою душу, стараясь поделиться впечатлениями сердца, предостеречь от возможных ошибок или легкомысленных поступков. Позволь душе моей открыться пред тобою И в дружбе сладостной отраду почерпнуть. Скучая жизнию, томимый суетою, Я жажду близ тебя, друг нежный, отдохнуть. Ранняя любовная лирика Пушкина — это поиск формы, открытие для себя незнакомого мира чувств, легкая грусть об ушедшем переживании. Но грусть именно легкая — все лучшее еще впереди. Поэт молод, полон надежд и желаний. Он горюет, но пока светло и кратковременно, понимая, что главные переживания впереди. : я любим; для сердца нужно верить. милая моя не может лицемерить; непритворно в ней: желаний томный жар, Стыдливость робкая, хранит бесценный дар, Нарядов и речей приятная небрежность, И ласковых имен младенческая нежность. Но и в этот период Пушкин видит быстротечность жизни, оасота увядает первой, не успев как следует расцвести. Эстету и художнику жаль скоротечности чувств. Увы! зачем она блистает Минутной, нежной красотой? Она приметно увядает Во цвете юности живой.. . Уже в ранней лирике поэта проявились черты его таланта — умение блистательно рассказать о своих переживаниях и чувствах, нарисовать яркий портрет возлюбленной, несколькими штрихами наметить свое состояние, с глубоким психологизмом остановиться на изображаемом. Поэт знает наперед — все в этой жизни быстротечно. Сердце не успевает охладеть, как новое чувство уже заставляет его снова трепетать, стремиться навстречу любви. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. Любовная лирика Пушкина всегда адресна, можно узнать конкретные черты той или иной возлюбленной, а в целом — это гимн женщине, ее верности и красоте, порой ветреной, но всегда искренне любящей, откликающейся на сильное и чистое чувство поэта. Стихи о любви, написанные более полутора веков тому назад, так же свежи и благоуханны, как и в час создания. Они заставляют трепетать сердца влюбленных познать и оценить это великое чувство, выделяющее человека из толпы, Делающего его личностью открыть навстречу людям свое сердце. Без вас мне скучно, — я зеваю; При вас мне грустно, — я терплю; «. мочи нет, сказать желаю, ангел, как я вас люблю! Bbы улыбнетесь — мне отрада; Вы отвернетесь — мне тоска; день мучения — награда ваша бледная рука.. .
В основу эпиграфа к повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» легла пословица «Береги честь смолоду» . Давайте попробуем разобраться каков ее смысл. Я думаю, что для начала следует дать определение слову «честь» и его роль в жизни человека. Честь – это внутреннее нравственное достоинство человека, его моральные качества, доблесть, честность, благородство души, незапятнанная репутация, доброе имя и честная совесть. В повести эта пословица была адресована одному из главных героев Гриневу, тогда еще Петруше. Ею отец, старый уважаемый дворянин, напутствовал сына, отправляя его на воинскую службу. Батюшка сказал ему: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду» . Именно с этого момента, на мой взгляд, отец Петруши стал смотреть на сына, как на Петра Андреевича Гринева. Петр Гринёв вышел из всех испытаний с честью. Одно из подтверждений тому — эпизод встречи молодого офицера с казаком, которому в благодарность за Гринев отдает свой тулуп, заметя, что одет бедно и легко. Провожатый оказался не кто иной, как мятежник Пугачев с поклоном его благодаривший ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей» . И, действительно, помня об этом благородном поступке, Пугачев в будущем сохранит жизни и самого Гринева, и его возлюбленной, Марии. Смысл старинной пословицы остается актуальным и в настоящее время. В дружбе, в учебе и в работе формируются основные жизненные принципы человека. Наши личные достоинства развиваются в нас с детства. Изначально сделать правильный выбор взрослые. По мере нашего роста, мы сами начинаем создавать себе репутацию. Доброе имя и честная совесть проявляются в мелочах, а потом и в более важных жизненных ситуациях. Нам часто приходиться делать выбор и это не всегда бывает легко. Поступать нужно всегда так, чтоб потом за твой дела и поступки никто не мог сказать плохо. Севостьянов Роман.
Александр Сергеевич Пушкин , после просмотра комедии сказал , что Чацкий тоже дурак потому что метал бисер перед свиньями