Когда они былимолодыми, вместе служили царю и отечеству, были друзьями много лет, нестотря на то, что троекуров был и богаче, и чином выше. но с троекуров превратился в богатейшего в округе барина, стал грубый, наглый по отношению к соседям, не терпящим никаких возражений, уважал только тех, кто перед ним присмыкается и поддакивает во всём. этого никогда не делал, честный, скромный, воспитанный, с чувством собственного достоинства, андрей дубровский. он несоглашался и не унижался перед самодуром-троекуровым и тот решил ему отомстить, что у него и получилось: бывшего приятеля, друга он отправил на тот свет из-за своих капризов
Широта и насыщенность произведения лирическими элементами, позволили писателю выявить отношение к изображаемому, и внушили Гоголю мысль назвать «Мёртвые души» поэмой.
«Мертвые души» в полном виде стали мыслится Гоголем как произведение, которое должно по широте охвата жизни встать в ряд таких поэм, как «Одиссея» Гомера «Мертвые души» должны были изобразить «ад», «чистилище» и «рай» современной Гоголю России.Построение поэмы отличается ясностью и четкостью: все части связаны между собой сюжетно-образующим героем Чичиковым, путешествующим с целью получить крупные средства. Особенность композиции — использование Н. В. Гоголем вставной повести — “Повести о капитане Копейкине”. Она, несмотря на свою кажущуюся самостоятельность, жанрово связана со всем произведением: в рамках “Мертвых душ” как поэмы возникает еще одна поэма. Идеальный мир невозможно воссоздать эпически, так как духовный мир описывает лирика. Поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав «Мёртвые души» поэмой.
Начнем с того, что поэма - крупное или среднее произведение в стихотворной форме лиро-эпического характера. "Мертвые души" - проза, однако очень часто Гоголь пишите лирические отступления, своеобразные рассуждения, описания чувств. Насчёт эпоса все понятно: Чичикова ездит по поместьям и скупает мертвые души. Таким образом получаем следующее: сюжет есть, прослеживается четкая конструкция, лирическая часть - тоже есть за счёт отступлений. Интересный факт, что Гоголь самолично окрестил "Мертвые души" поэмой. Хоть есть и некоторые вопросы насчёт этого (форма-то всё-таки прозаическая), за автором всегда остаётся последнее слово касательно жанра. Вот, собственно, и ответ. А почему Гоголь "Мертвые души" причисляет к поэмам никто точно с уверенностью сказать не может.