Многие фантасты рассказывали о забытых цивилизациях или новых мирах, находящихся внутри земного шара. Об этом снимались фильмы и писались рассказы. На самом деле другого мира там нет, но, несмотря на это, совершить путешествие к центру Земли не менее увлекательно, чем посмотреть на другой мир или на диковинных зверюшек. Ведь стоит раздвинуть верхний слой травы и корней, как нам откроется первый слой твёрдой оболочки Земли — земная кора.
Толщина этого слоя может быть очень и очень разной, но самое важное заключается в том, что в этом слое могут обитать всякие организмы. Будь то черви и бактерии, кроты и насекомые. Всякие могут обитать.
Представим, что наше путешествие происходит в специальной машине, оснащённой не только мощным буром, прокладывающим наш путь вперёд, но и специальными иллюминаторами, позволяющими видеть, что происходит снаружи. Тогда мы легко сможем увидеть, как машина погружается сквозь осадочные слои почвы, с натугой прогрызается через гранитный слой земной коры и почти вязнет в слое базальтовом. Двигаться вглубь земной коры стоит очень аккуратно и с оглядкой. Ведь она состоит из нескольких плит, которые постоянно двигаются, и в точках их соприкосновения то и дело происходят извержения вулканов и землетрясения. Даже нашему вымышленному «землеходу» придётся нелегко.
да и сильно жизненней представлены авторами реалии подпольной жизни в тылу врага, когда не подростковыми понятиями - а я вот так скажу - руководствуется, в первую очередь персонаж Андреева, а насквозь прагматичными с предположением максимально негативного исхода. А этот исход - арест, пытки и выдача сведений и людей связанных с арестованным с неизбежностью поезда четвертовавшего Каренину. А весь штирлицовский 'психологизм' пробиваем любым современным работодателем или родителем подростка на втором, третьем вопросе. У 'деда' же вся конспиративная работа основана на минимальном знании коллег друг о друге, чётком понимании, что под пытками говорят все и всё и готовности к прерыванию связей в случае провала - самоустранении. Хотя надо признать, что высоко-идеологично напитанная молодёжь с психо-физиологической особенностью к упрямству при физическом воздействии, да ещё максимально мотивированная совпадением идеологической накачки и обстановки гитлеровской оккупации, показывала многочисленные примеры стойкости и мужества: Молодая гвардия, Зоя Рухадзе, Зоя Космодемьянская и ещё множество известных и не очень героев. Оттого-то и обидно 'чижику', что считая себя достойной уже широко известных примеров она наталкивается на 'махровую' осторожность 'деда'. Но слова и мысли одно,, а реальность совсем иное ведь кроме признанных героев, есть и признанные подлецы, где пытки или страх сработали, не дано узнать не подготовленному человеку как он себя поведёт при допросе.
Так что за работой деда Тимофея интересно смотреть - как это могло быть 'в идеале', как и на его финал, что напрямую вытекал из стиля работы. Всё это довольно камерно, почти по СТЭМовски, с огромной долей участия Андреева, с его великолепным тембром, который легко переходит от приказных нот к просительным. С его фактурным нахождением в кадре, когда он своим и движениями не просто заполняет его, а двигает сюжет всё дальше и глубже, позволяя остальным актёрам актуально реагировать в унисон.
Ещё раз, мы имеем фильмы о подполье в тылу немецких нацистов - как примерно это было: 'Зоя Рухадзе', 'Молодая гвардия', 'Они были актёрами', 'За ночью день идёт', 'Руины стреляют'. Как видит творческая интеллигенция этот подвиг - '17 мгновений весны'. Ну а данный фильм показывает как могло бы быть при правильной постановке 'сверхзадачи' для разведчиков нелегалов.
7/10