Пугачев Емельян – вождь антидворянского восстания, называющий себя «великим государем» Петром III.
Этот образ в повести многогранен: П. и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения.
Образ П. дан в повести глазами Гринева – незаинтересованного лица. По мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя.
При первой встрече Гринева с П. внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым выражением лица.
Вторая встреча с П., в осажденной крепости, дает иной образ. Самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков. Здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. Создается ощущение, что П. играет, изображая «настоящего государя». Он, с царской руки, «казнит так казнит, милует так милует».
И только во время третьей встречи с Гриневым П. раскрывается полностью. На казачьем пиру исчезает свирепость вождя. П. поет свою любимую песню («Не шуми, мати зеленая дубровушка») и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. П. понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. Но все-таки надеется на лучшее: «А разве нет удачи удалому?» Но надежды П. не оправдываются. Его арестовывают и казнят: «и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу».
Повесть убеждает читателей, что человек не может оставаться равнодушным, видя страдания окружающих. Гуманное, справедливое отношение к людям, независимо от их общественного и имущественного положения, облагораживает личность, пробуждает светлые чувства. Повесть открывает перед читателями духовный мир взрослых и у себя, знакомит с конфликтами общественного и психологического характера, учит активно вмешиваться в жизнь, защищая добро и справедливость.
Так, встреча Васи с детьми подземелья наложила глубокую печать на всю его жизнь. Дружба с Валеком и Марусей позволила мальчику понять, что отверженные всеми бедняки, члены «дурного общества» , не лентяи и не преступники, что их жалкая жизнь — следствие несправедливого строя, который обрекал умных и трудо людей на нищенское существование.
Вот почему Вася решительно заявляет Валеку. «...я всегда буду ходить к вам» , тем самым показывая, что понимает и оправдывает его поведение. Так же решительно отвергает Вася предположения Тыбурция о будущем начальственном положении сына судьи и заявляет: «Не буду судить Валека. Никогда» . Вася догадывается о причинах, которые вынуждали его друзей нарушать нормы законности. И поэтому читатели легко понимают, в чем клялся в период «крылатой и честной юности» сын судьи на могиле Маруси: быть справедливым, стойким обездоленным и несчастным.
Писатель показал, что в жизни человека бывают не только горе, страдания, но и радость, которую приносят такие прекрасные и благородные чувства, как дружеская привязанность и взаимопонимание между людьми.
С младенчества он дружил с музами, и они сами приходили к нему. На квартиру отца поэта Сергея Львовича Пушкина запросто, по-московски, наведывались литературные знаменитости. А в садике при доме гостеприимного холостяка и баснописца Ивана Дмитриева, где он бывал с отцом, собирались самые известные писатели - и Николай Карамзин, и Василий Жуковский. Ребенком Пушкин начал сочинять на французском языке и написал не дошедшие до нас пьесу и поэму.
Поэзия у Пушкиных процветала и в передней, заметил как-то современник. Большой любительницей народных сказок и песен была няня поэта, крепостная крестьянка Ирина Матвеева. Она была взята в барскую семью кормилицей для старшей сестры Пушкина Ольги. Позднее баре предлагали ей вольную, но она привязалась к детям, была няней Ольги, Саши, его младшего брата Льва. Поэт в период Михайловской ссылки звал ее просто «мама» . Она вошла в историю русской литературы как Арина Родионовна и как источник народной составляющей его гения. На Смоленском кладбище в Петербурге есть скромный указатель: «Арина Родионовна» .
Не чужд был народному творчеству личный слуга мальчика Пушкина Никита Тимофеевич Козлов, как тогда говорили - «дядька» . Родом из болдинских крепостных, он был старше хозяина на 21 год - действительно дядька. Никита сам занимался сочинительством, что-то в духе народных сказок, и своими литературными опытами немало веселил образованных бар. По воспоминаниям племянника Пушкина, «безграмотная рукопись Тимофеевича, в конце которой нарисован им в ужасном, по его мнению, виде Змей Горыныч, долгое время хранилась у моей матери» .
Колыбелью гения стал, как все помнят, Царскосельский Лицей. Это было лучшее учебное заведение России. Император Александр I изначально предполагал, что в Лицее получат образование его младшие братья. Привез Александра в Петербург для поступления его родной дядя - Василий Львович Пушкин, сам, кстати, известный поэт.
Лицеисты носили форму: сюртук из синего сукна с красным стоячим воротником, с петлицами и обшлагами того же красного цвета и синие брюки. По праздникам - мундир синего тонкого сукна, белые панталоны в обтяжку, пуговицы позолоченные гладкие, белый жилет, белый галстук, ботфорты и треугольная шляпа. Треуголка попала в классические строки Анны Ахматовой.
Смуглый отрок бродил по аллеям, У озёрных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни.. . Здесь лежала его треуголка И растрёпанный том Парни.
А Пушкин уже печатается в «Вестнике Европы» и в «Российском Музеуме» . Первое появившееся в печати произведение «К другу стихотворцу» относится к 1814 году. В 1815 году в Лицее побывал Жуковский, оставив такую запись: «Я сделал еще приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Я был у него на минуту в Царском Селе. Милое, живое творенье! Он мне обрадовался и крепко прижал руку мою к сердцу. Это надежда нашей словесности» .
В том же году лицеист Пушкин читает на экзамене свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» . На экзамене присутствует первый поэт того времени Гавриил Державин, который, услышав юного поэта, возжелал передать ему свою лиру. «Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять.. . Меня искали, но не нашли... » - вспоминал потом Пушкин. Это было начало славы.. .
Пугачев Емельян – вождь антидворянского восстания, называющий себя «великим государем» Петром III.
Этот образ в повести многогранен: П. и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения.
Образ П. дан в повести глазами Гринева – незаинтересованного лица. По мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя.
При первой встрече Гринева с П. внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым выражением лица.
Вторая встреча с П., в осажденной крепости, дает иной образ. Самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков. Здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. Создается ощущение, что П. играет, изображая «настоящего государя». Он, с царской руки, «казнит так казнит, милует так милует».
И только во время третьей встречи с Гриневым П. раскрывается полностью. На казачьем пиру исчезает свирепость вождя. П. поет свою любимую песню («Не шуми, мати зеленая дубровушка») и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. П. понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. Но все-таки надеется на лучшее: «А разве нет удачи удалому?» Но надежды П. не оправдываются. Его арестовывают и казнят: «и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу».
Подробнее - на -