Объяснение:
ПРИТЧА ОБ ОБРАХ
Когда же славянский народ, как мы говорили, жил на Дунае, пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были поселенцами на земле славян. Затем пришли белые угры и заселили землю Славянскую. Угры эти появились при царе Ираклии, и они воевали с Хосровом, персидским царем. В те времена существовали и обры, воевали они против царя Ираклия и чуть было его не захватили. Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов - также славян, и творили насилие женам дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его - обрина, - и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: "Погибли, как обры", - их же нет ни племени, ни потомства. После обров пришли печенеги, а затем черные угры мимо Киева, но было это после - уже при Олеге.
Бабушка является важным человеком в жизни главного героя - мальчика Вити. Мать Вити утонула, и после ее гибели воспитание мальчика легло на плечи бабушки и дедушки:
"Когда утонула мама, бабушка не уходила с берега, ни унести, ни уговорить ее всем миром не могли."
Бабушка Вити - это уже пожилая женщина, "старый человек":
"Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека. Жалко будить, устала бабушка. Ей рано вставать."
Бабушку зовут Катериной Петровной:
"Задаст тебе Катерина Петровна! Задаст!"
О внешности бабушки известно следующее:
"Полушалок на голове, концы его пропущены под мышки и крест-накрест завязаны на спине. Под полушалком крашенная в бордовый цвет кофта. Вынималась эта кофта из сундука по большим праздникам и по случаю поездки в город."
"...бабушка... стала подбирать волосы, сплетать их в косу, держа тряпочку для завязки косы в зубах."
Бабушка воспитывает Витю в строгости. Мальчик слушается бабушку, так как знает, что иначе ему будет "худо":
"Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо."
"Улизнуть не так-то просто. Бабушка знает все мои повадки наперед."
Строгая бабушка требует от Вити "отчет и расчет" за его проступки:
"Грустно. Тоска на сердце — предчувствует оно встречу с бабушкой, отчет и расчет."
"Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество, даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за содеянное злодейство. Но обошлось."
Витя знает, что ему не отделаться враньем и слезами от бабушки, как это делают соседские дети:
"Я и сам знал, что им-то, левонтьевским, «ха-ха!», а мне «хо-хо!». Бабушка моя, Катерина Петровна, не тетка Васеня, от нее враньем, слезами и разными отговорками не отделаешься."
Когда Витя поступает плохо, бабушка кричит на него и иногда даже "поддает", то есть бьет:
"...бабушка только кричит, еще нет-нет да поддаст — у нее не задержится."
"Ну разок и щелкнет, так что за беда! За такое дело и не разок можно…" (щелкнет - то есть ударит)
Бабушка держит внука в строгости, потому что не хочет вырастить из него арестанта и мошенника. Старушка не одобряет дружбу Вити с левонтьевскими ребятами, которые учат Витю плохому:
"А он уж мошенничат! Че потом из него будет? Жиган будет! Вечный арестант! Я вот еще левонтьевских, пятнай их, в оборот возьму! Это ихняя грамота!..
Бабушка зарабатывает на жизнь тем, что собирает ягоды в тайге (в основном землянику) и продает ее в городе. Так делают многие местные жители:
"Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник."
"...сплавала, слава Тебе, Господи, ягоденки продала сходно..."
Бабушка - шумная, громкая женщина. Кажется, что она "гремит", а не разговаривает:
"Нечего куски выглядывать, — гремела она."
"Своих вечно потачил! — гремела бабушка. — Теперь этого!.."
Бойкая бабушка кричит не только на внука, но и на своего мужа, дедушку Вити. Старушке не нравится, что дед балует внука:
"Бабушка и на него кричит: «Потатчик! Своим всю жизнь потачил, теперь этого!..»..."
За бойкий характер дедушка называет бабушку "генералом":
"...не оставлять горемычного внука один на один с «генералом» — так он в сердцах или в насмешку называет бабушку."
Бабушка - трудолюбивая и энергичная женщина. За день она успевает сделать множество дел:
"В это утро к нам приходило много людей, и всех бабушка задерживала, чтоб поведать: «А мой-то! Малой-то!» И это ей нисколько не мешало исполнять домашние дела — она носилась взад-вперед, доила корову, выгоняла ее к пастуху, вытряхивала половики, делала разные свои дела..."
Бабушка не любит пьяниц и лентяев. Так например, она ругает соседа Левонтия за его безделье и любовь к вину:
"...бабушка корила его в окно за безделье, перечисляла работу, которую он должен был, по ее разумению, сделать в доме и вокруг дома..."
"Бабушка еще долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия, который, по ее убеждению, хлеба не стоил, а вино жрал..."
Бабушка любит рассказывать свои новости знакомым и узнавать новости села, которые она пропустила, пока была в городе. Так, она рассказывает всему селу о том, как ее обманул внук:
"Не вытерпит, чтобы не поделиться новостями, почерпнутыми в городе, и узнать те новости, которые свершились без нее на селе..."
Несмотря на мошенничество Вити, бабушка дарит ему долгожданный пряник в виде коня с розовой гривой:
"Я зажмурился и снова открыл глаза. Еще раз зажмурился, еще раз открыл. По скобленому кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой."
Став взрослым человеком, Витя по-прежнему вспоминает этого коня с розовой гривой как символ бабушкиной любви и доброты
На первый взгляд кажется, что атмосфера жизни города несколько отлична от сонного, безмятежного и застывшего духа помещичьего быта. Постоянные балы, обеды, завтраки, закуски и даже поездки в присутственные места создают образ, исполненный энергии и страстей, суеты и хлопот. Но при ближайшем рассмотрении выявляется, что все это призрачно, бессмысленно, ненужно, что представители верхушки городского общества безлики, духовно мертвы, а их существование бесцельно. “Визитной карточкой” города становится пошлый франт, встретившийся Чичикову при въезде в город: “...встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах, весьма узких и коротких, во фраке с покушеньями на моду, из-под которого была видна манишка, застегнутая тульскою булавкою с бронзовым пистолетом”. Этот случайный персонаж является олицетворением вкусов губернского общества.
В год 986. Пришли болгары магометанской веры, говоря: «Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил Владимир: «Какова же вера ваша?». Они же ответили: «Веруем Богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по семидесяти красивых жен, и изберет одну из них красивейшую, и возложит на нее красоту всех; та и будет ему женой. Здесь же, говорит, следует предаваться всякому блуду. Если кто беден на этом свете, то и на том», и другую всякую ложь говорили, о которой и писать стыдно. Владимир же слушал их, так как и сам любил жен и всякий блуд; потому и слушал их всласть. Но вот что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье, напротив, сказал он: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть». Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: «Пришли мы, посланные папой», и обратились к Владимиру: «Так говорит тебе папа: «Земля твоя такая же, как и наша, а вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера — свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги — просто дерево». Владимир же спросил их: «В чем заповедь ваша?». И ответили они: «Пост по силе: «если кто пьет или ест, то все это во славу Божию», — как сказал учитель наш Павел». Сказал же Владимир немцам: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого».