Стихотворение Лермонтова «Ангел» - одно из самых загадочных поэта. Оно было написано в 1831 году, когда поэту было всего шестнадцать лет. В этом же году шестнадцатилетний Лермонтов написал другое стихотворение, которое начинается словами:
Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала.. .
Об этих поисках «чудесного» , о стремлении юного Лермонтова разгадать таинственный, загадочный небесный мир свидетельствует стихотворение «Ангел» .
Первые два четверостишия — это описание «неба полуночи» и песни, которую поет ангел.
Что мы узнаем об этой песне? Для этого проанализируем язык стихотворения: «И тихую песню он пел» , «Внимали той песне святой» . Лермонтов употребляет эпитеты, характеризующие слово песня: тихая, святая. Что значит святая? Значит божественная, неземная, небесная. В этом эпитете выражено отношение Лермонтова к песне ангела.
О чем пел ангел? ответ на этот вопрос мы находим во втором четверостишии.
Обратим внимание на конец строфы: «Хвала его непритворна была» . Этот образ как бы переносит нас с
небес на землю. Образ, который возникает по контрасту с образом неба: юный Лермонтов очень страдал от притворства, фальши, неискренности всего, что его окружало на земле.
Третье и четвертое четверостишия, т. е. вторая половина стихотворения, рассказывают уже не только о небе, но и о земле. Как же рисуется образ земли в стихотворении? Он противопоставлен образу неба: «мир печали и слез» , «скучные песни земли» .
Душа, принесенная ангелом на землю, «долго на свете томилась.. . желанием чудным полна» . (Лермонтов не случайно выбрал очень выразительный глагол томилась. )
Так «томилась» душа самого Лермонтова «среди ледяного, среди беспощадного света» , сохраняя мечту об иной жизни.
Таким образом, мы видим, что песня ангела — это воплощение мечты, стремлений, идеалов поэта, душа которого «чудесного искала» .
Стихотворение удивительно музыкально: оно само звучит как песня, которую хочется не только слушать, а «внимать» ей.
В стихотворении две части, связанные как предметный и инасказательный планы аллегории. Если в первой возникает зарисовка "кинжала надёжного", то во второй проводится аналогия с положением поэта в "век изнеженный". Кинжал в был "героя спутником", его ценностью была "надёжность", крепость "закала". Однако теперь он стал "игрушкой золотой". Кинжал лишён смысла существования. Он богато украшен, но стал бесполезным предметом.
Во второй части за предметным уровнем высвечивается главный смысловой план. Связь образов осуществляется через аналогию утраты назначения благодаря власти "злата". В поэзия была оружием, необходимым бойцу. имевшему власть над светом, толпой.Лермонтов, не отрицая вины поэта, забывшего о своём долге, обращается к истокам этого "порока". Они в невостребованности поэта в "изнеженном", "ветхом" мире.
Тарас Бульба – это центральный персонаж повести Н.В. Гоголя. Этот человек настоящий воин, истинный казак. И характер его был соответствующим. Вот что говорит о его характере Н.В. Гоголь: «Тарас был один из числа корен-ных, старых полковников: весь был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия». Тарас очень силен. И, несмотря на его преклон-ный возраст, в нем еще не угасла воинская доблесть и дух казака. В бою Та-рас ничуть не хуже молодых казаков. Он жесток и беспощаден к врагам. Та-рас Бульба не простил даже своему сыну Андрию предательства. Он собст-венноручно лишил жизни сына: «Я тебя породил, я тебя и убью!». Тарас уби-вал не сына, он стрелял во врага. Своих товарищей наш герой уважал, в беде казаков никогда не оставлял. Для него смыслом жизни были военные похо-ды. Как все казаки он был патриотом православной Русской земли, и свой долг видел в защите ее от ненавистных басурман. Тараса нельзя назвать оп-ределенно добрым или жестоким. Все зависит от положения человека в соз-нании Тараса. Например, он был жесток к Андрию, потому что тот стал вра-гом и даже когда Остап предложил похоронить брата, Тарас отказался. «По-гребут его и без нас! Будут у него плакальщицы и утешницы!» - сказал Тарас. Но когда погиб Остап, наш герой устроил пышные поминки по сыну. Он гра-бил и убивал всех поляков. И правительство Польши решило остановить Та-раса. Гетману Потоцкому было поручено убить казака. Несколько дней укра-инские воины уходили от погони. Но все же Потоцкий догнал полк Тараса. Тарас решил прорваться через ряды поляков. Но в пылу битвы казак выронил люльку, сопровождавшую его во всех сражениях. Наклонился он поднять ее и вдруг на него напрыгнули воины Потоцкого. Тараса связали и решили каз-нить. Для казни было выбрано дерево, верхушка которого была разбита гро-зой. Казака приковали к дереву и подожгли. Во время казни Тарас вел себя мужественно. Даже на костре он оставался атаманом и, словом каза-кам Я считаю Тарас – это герой своего времени.