В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
И многие годы неслышно
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей. (Все выделенные слова являются эпитетами).
И стали три пальмы на бога роптать: (пример олицетворения)
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»(ну и их речь тоже является олицетворением, так как по идеи пальмы не говорят.)
И шел колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок (сравнение "колыхаясь, как в море).
В стихотворении «Мужик» Янка Купала отходит от фольклорно-мифологического мышления и, говоря о реальном положении белоруса, обращается к более конкретно-индивидуализированным средствам художественной типизации. Этому новая концепция купаловского героя, впервые бросившего вызов своей судьбе:
В стихотворении – обобществленный образ несчастного, заброшенного человека, который, однако, обладает чувством самоуважения и стремится самоутвердиться в жизни. Формой выявления этого образа становится объективизированный монолог, а центральной мыслью этого монолога – утверждение моральных и духовных качеств селянина, в первую очередь чувства его человеческого достоинства:
Это было стихотворение-поступок. Люди услышали в нем голос белорусского крестьянина, того мужика, трудом которого пользовался мир, а сам он был загнан и угнетен. Современники увидели в этом произведении острую и художественно доказательную критику того исконного пессимизма, которым были окутаны судьба и само существование белорусского народа. Янка Купала утверждал уважение к простому человеку, право бороться за свое человеческое звание. Именно таким образом он возвращал белорусу смысл жизни, который, по сути, был для него потерян.
Автор описывает его внешность, как будто сам видел его вживую: настолько сильно он был уверен в своём знании русского народа: «Это был человек огромного роста, со смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета… Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком чёрном суконном колпаке… [Ему]… по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца».
Уже со второй главы в повести пишется, как он описывает свою жизнь: происходил он «из дворовых людей», отец его служил кучером у графа К., мать умерла при родах, он у неё был «молитвенным сыном»: должен был всю жизнь отдать богу; жизнь и тот самый Бог с ним обходятся очень жестоко: тяжкие испытания, страдания и горести встречают героя на его нелёгком пути, это настоящее «хождение по мукам», как сказано в Библии: герой в своей жизни побывал в очень многих местах нашей Родины, попробовал много профессий, испытал себя во многих ситуациях