1.Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою. -Скотинин
2. Ах, батюшка братец! Уж года четыре как учится. Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин. Оба они приходят сюда из города. Вить от нас и город в трех верстах, батюшка. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год. Сажаем за стол с собою. Белье его наши бабы моют. Куда надобно — лошадь. За столом стакан вина. На ночь сальная свеча, и парик направляет наш же Фомка даром. -Простакова
3. Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме. Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры. -Правдин
4. Я сказала, что судьба моя зависит от воли дядюшкиной, что он сам сюда приехать обещал в письме своем, которого (к Правдину) не позволил вам дочитать господин Скотинин. -Софья
5. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знании мода, как на пряжки, на пуговицы. -Стародум
6. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. -Митрофан
7. Ваши наставления, дядюшка, составят все мое благополучие. Дайте мне правила, которым я последовать должна. Руководствуйте сердцем моим. Оно готово вам повиноваться. -Софья
8. Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании... -Правдин
В поэме Петр – доблестный полководец, который не прячется за спинами, а сражается вместе с войском, вдохновляя своим примером простых солдат. Но героя вряд ли можно назвать необдуманным смельчаком, зазря рискующим собой, а скорее – разумным стратегом, который взвешивает все риски.
Во время главного сражения под Полтавой автор дает яркую портретную характеристику Петру. Он одновременно ужасен и прекрасен. «Лик его ужасен» - так как он настроен на победу и готов стать для врагов самой страшной грозой. Но в этой доблестной смелости Петр и прекрасен, как считает автор. Петр «могуч» и «радостен», его смелость воодушевляет русское войско и пугает шведов.
Пушкин изображает главного героя в разное время: во время войны и во время пира в честь победы. Петр-воин опасен и страшен, а пиршествующий Петр – прекрасен и щедр. После важной битвы под Полтавой царь устроил пир в честь победы. Важно то, что правитель делает это не в угоду себе, а в знак благодарности верным воинам и союзникам. Он лично угощает своих полководцев, славит своих учителей и проявляет снисхождение к своим пленникам.
Пушкин восхищается главным героем открыто, изображая лучшие его качества, как царя, так и человека. Наиболее привлекательным в личности Петра было его желание укрепить русскую державу, ввести прогрессивные реформы.
Образ Петра – это образ военного гения, мудрого правителя. Добродетельного человека.
Поэт идеализирует образ героя, чтобы показать важность его побед для России.
Для того чтобы подчеркнуть величие Петра, автор вводит в поэму героя-антипода. Им является украинский гетман Иван Мазепа. Это тоже настоящая историческая особа.
Мазепа – личность противоречивая, как и его поступки. Известно, что он предал русского царя и перешел на сторону Карла XII во время русско-шведской войны. Этот поступок трактуется по-разному историками и писателями. Одни считают, что так Мазепа защищал интересы Украины, другие считают это предательством ради личной корысти. Александр Пушкин увидел в образе Мазепы только негативные стороны. Гиперболизируя низость Мазепы, автор еще больше подчеркивает величие Петра I.
Образ Петра в поэме «Полтава» - один из наиболее идеальных художественных воплощений царя.