Антон Павлович Чехов был замечательным мастером короткого рассказа и выдающимся драматургом. Его называли «интеллигентным выходцем из народа». Своего происхождения он не стеснялся и всегда говорил, что в нем «течет мужицкая кровь». Чехов жил в эпоху, когда после убийства народовольцами царя Александра II начались гонения на литературу. Этот период русской истории, длившийся до середины 90-х годов, называли «сумеречным и хмурым». В литературных произведениях Чехов, как врач по специальности, ценил достоверность и точность. Он считал, что литература должна быть тесно связана с жизнью. Его рассказы реалистичны, и хотя они на первый взгляд, просты, в них заложен глубокий философский смысл. До 1880 года Чехов считался юмористом, на страницах своих литературных произведений писатель боролся с «пошлостью пошлого человека», с ее разлагающим влиянием на души людей и русскую жизнь в целом. Главными темами его рассказов стали проблема деградации личности и философская тема смысла жизни. К 1890-м годам Чехов становится писателем с европейской известностью. Он создает такие рассказы, как «Ионыч», «Попрыгунья», «Палата № 6», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Дама с собачкой», пьесы «Дядя Ваня», «Чайка» и многие другие. В рассказе «Человек в футляре» Чехов протестует против духовного одичания, мещанства и обывательщины. Он ставит вопрос о соотношении в одном человеке образованности и общего уровня культуры, выступает против ограниченности и глупости. Многие русские писатели поднимали вопрос о недопустимости работы в школе, с детьми людей с низкими моральными качествами и умственными
Дочь героя отечественной войны 1812 годагенерала николая раевского. в январе 1825 года вышла замуж за будущегодекабриста сергея волконского. в 1826 году, несмотря на сопротивление родных, оставив годовалого сына, уехала в сибирь вслед за сосланным мужем. в сибирской ссылке провела около тридцати лет. автор воспоминаний (фр. mémoires de la princesse marie wolkonsky), написанных на французском языке и адресованных детям и внукам, которые вдохновили поэта николая никрасова на создание второй части поэмы « женщины».
Повесть «шинель» – самое значительное произведение петербургского цикла. сюжет повести возник из канцелярского, анекдота о чиновнике, который утерял на охоте ружье, приобретенное неутомимыми и лишениями. гоголь повествует о судьбе акакия акакиевича башмачкина – маленького чиновника одного из петербургских департаментов. вся жизнь акакия акакиевича – предмет постоянных унижений и насмешек. необходимость тянуть бессмысленную канцелярскую лямку лишила его возможности развития, он не знал никаких привязанностей и развлечений, а придя со службы домой, думал лишь о том, что «бог пошлет переписывать завтра». даже внешность его в изображении гоголя какая-то незначительная, незаметная: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». в департаменте, где он трудится, на него смотрят как на пустое место: «как будто бы через приемную пролетела простая муха». он робко сносит все оскорбления и насмешки сослуживцев, потому что и сам чувствует себя смешным и недостойным уважения. акакий акакиевич обречен на переписывание скучных бумаг, ведь больше он ничего не умеет. на службу он ходит изо дня в день в одной и той же старой шинели, настолько старой и потрепанной, что ее нельзя уже починить. с этой шинели в жизни башмачкина и начинаются сплошные неприятности. портной посоветовал акакию акакиевичу сшить новую шинель, но на нее нужны деньги. в безрадостной жизни героя появляется цель – собрать деньги на покупку новой шинели. башмачкин начинает . он не пьет по вечерам чай, не зажигает свечи, даже походка его меняется: теперь он ходит «почти на цыпочках», чтобы «не истереть подметок» раньше времени, почти перестает стирать белье, реже отдает его прачке. гоголь не осуждает своего героя за это, наоборот, он его жалеет. «сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях свою вечную идею будущей шинели». однако изображенный гоголем акакий акакиевич в нравственном отношении вовсе не ничтожное существо. его человечность проявляется в доброжелательном расположении к людям, в трудолюбии, в сознании служебного долга. не он повинен в том, что труд его бесплодный, а бюрократическая машина того времени. гоголь не смеется над своим героем, а вызывает к нему сострадание как к обездоленному и униженному человеку. в этом смысл образа молодого человека, проникнувшегося жалостью к башмачкину: «и долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу, с своими проникающими словами: «оставьте меня, зачем вы меня обижаете? » – и в этих проникающих словах звенели другие слова: “я брат твой”». шинель сшита. с этой минуты в повести переплетаются фантастика и реальность, вымысел и действительность, а в жизни баш-мачкина наступает трагический момент. возвращаясь ночью домой, акакий акакиевич подвергся нападению грабителей, которые сняли с него шинель. «на другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее». баш-мачкин в поисках правды ходит по всем инстанциям: в полицию, к «значительному лицу», но никому нет дела до трагедии одинокого «маленького человека». горе героя так велико, что он умирает. но на службе даже не заметили этого. «исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное… но для которого все же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь». зато в жизни городка со смертью башмачкина началось твориться неладное: ночью на улицах появляется призрак, который снимает с жителей шинели. однажды этот призрак сорвал шинель с «значительного лица», напугав его тем самым так, что тот «даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка». после этого случая «значительное лицо» стало лучше относиться к людям. в «шинели» гоголя показаны отрицательные черты крепостнического режима, бюрократическая волокита того времени, где нет места обыкновенному человеку. гоголь создал жанр социальной повести, с характерным для нее изображением общественных контрастов. автор подчеркнул и заострил существенные черты жизни в самом обыкновенном. белинский объявил гоголя самым ярким представителем реалистического направления в , которое не выдумывает жизни, не идеализирует ее, а воспроизводит такой, какова она есть.
Антон Павлович Чехов был замечательным мастером короткого рассказа и выдающимся драматургом. Его называли «интеллигентным выходцем из народа». Своего происхождения он не стеснялся и всегда говорил, что в нем «течет мужицкая кровь». Чехов жил в эпоху, когда после убийства народовольцами царя Александра II начались гонения на литературу. Этот период русской истории, длившийся до середины 90-х годов, называли «сумеречным и хмурым». В литературных произведениях Чехов, как врач по специальности, ценил достоверность и точность. Он считал, что литература должна быть тесно связана с жизнью. Его рассказы реалистичны, и хотя они на первый взгляд, просты, в них заложен глубокий философский смысл. До 1880 года Чехов считался юмористом, на страницах своих литературных произведений писатель боролся с «пошлостью пошлого человека», с ее разлагающим влиянием на души людей и русскую жизнь в целом. Главными темами его рассказов стали проблема деградации личности и философская тема смысла жизни. К 1890-м годам Чехов становится писателем с европейской известностью. Он создает такие рассказы, как «Ионыч», «Попрыгунья», «Палата № 6», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Дама с собачкой», пьесы «Дядя Ваня», «Чайка» и многие другие. В рассказе «Человек в футляре» Чехов протестует против духовного одичания, мещанства и обывательщины. Он ставит вопрос о соотношении в одном человеке образованности и общего уровня культуры, выступает против ограниченности и глупости. Многие русские писатели поднимали вопрос о недопустимости работы в школе, с детьми людей с низкими моральными качествами и умственными