В этом произведении,говорится о фальшивой любви Эраста и о истинной любви Лизы.Все началось с того что Лиза продавала цветы и к ней подошел молодой человек,который предложил цену выше той,что она предлагала,в итоге оказалось,что тот самый молодой человек Эраст,который был из дворянской семьи,он был человеком лживым и с самой первой минуты обманывал Лизу,о своей невероятной любви к ней(это раскрывается уже позже).Через некоторое время Эраста забирают на службу и Лиза его ждала,но он все не возвращался и она его увидела случайно,когда тот шел по улице,после Эраст рассказывает о том что он проиграл свое состояние и для того что бы не умереть ему пришлось пожениться на даме которая была богаче и могла содержать его(самой даме было в два раза больше чем ему).И в тот момент когда он ей это рассказывал,она поняла,что им не суждено быть вместе и тогда из-за того что не выдержала такой правды утопилась в реке которая была по близости.(Это мое личное мнение)
Рассказ об учителе греческого языка Беликове читатель слышит не из уст автора, а одного из персонажей, и это не случайно, так как подобный композиционный прием позволяет читателю глубже прочувствовать и понять основную идею рассказа. “Футлярный” облик Беликова (очки в футляре, зонт в футляре и т. д. ) превращается в “футлярный” образ мысли, чувства и в конечном итоге существования. Далее читатель узнает, что он является не просто казенно-бездушным существом, а давящей силой, угнетающей и уничтожающей любой источник живой жизни. Буркин замечает: “Вот подите же, наши учителя народ весь мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший в калошах и с зонтиком, держал в своих руках всю гимназию целые пятнадцать лет... ” И это не случайно. Давление действенно там, где есть готовность ему подчиняться. Весь самодержавно-бюрократический строй русской жизни таков, что в нем могут процветать только беликовы, только “беликовщина” — единственно возможное состояние русского общества, и потому русская интеллигенция задыхается в сетях “человечка в футляре”, который, подобно пауку, опутал все сферы