М
Молодежь
К
Компьютеры-и-электроника
Д
Дом-и-сад
С
Стиль-и-уход-за-собой
П
Праздники-и-традиции
Т
Транспорт
П
Путешествия
С
Семейная-жизнь
Ф
Философия-и-религия
Б
Без категории
М
Мир-работы
Х
Хобби-и-рукоделие
И
Искусство-и-развлечения
В
Взаимоотношения
З
Здоровье
К
Кулинария-и-гостеприимство
Ф
Финансы-и-бизнес
П
Питомцы-и-животные
О
Образование
О
Образование-и-коммуникации
juliana123456
juliana123456
10.03.2021 16:18 •  Литература

Комизм и сатира в рассказах зощенко м. м.

👇
Ответ:
Killerman68
Killerman68
10.03.2021

способ мышления зощенковского героя стал способом его саморазоблачения. языковый комизм нес с собой не только стихию смеха — он вскрывал возникший кентавр сознания: это «издевательство над несвободной личностью» — кричат пассажиры.

фразеология нового времени становится в их устах орудием наступления, она придает им силу, за счет ее они — морально и материально («я всегда симпатизировал центральным убеждениям,— говорит герой рассказа «прелести культуры».— даже вот когда в эпоху военного коммунизма нэп вводили, я не протестовал. нэп так нэп. вам видней»). это самодовольное чувство причастности к событиям века и становится источником их воинственног,о отношения к другим людям. «мало ли делов на свете у среднего человека! » — восклицает герой рассказа «чудный отдых». горделивое отношение к «делу» — от времени, от эпохи; но его реальное содержание соответствует масштабу мыслей и чувств «среднего человека»: «сами понимаете: то маленько выпьешь, то гости припрутся, то ножку к дивану приклеить надо… жена тоже вот иной раз начнет претензии выражать».

форма зощенковского сказа была той же маской, что крошечные усики и тросточка в руках чаплинского героя. но случайно ли, что при неоспоримом сходстве приемов комизма у двух художников нашего времени, поглощенных судьбой «маленького человека»,— чаплина и зощенко,— так разительно несхожи созданные ими типы? зощенко удалось расщепить пассивную устойчивость нравственного комплекса бывшего «маленького человека» и раскрыть отрицательные стороны его сознания. жалость и сострадание, которые сопутствовали когда-то открытию темы «маленького человека» гоголем и которые так близки оказались таланту чаплина, пройдя через сложное чувство симпатии и отвращения у достоевского, поразившегося тому, как много есть в униженных и оскорбленных страшного, превратились в творчестве пережившего революцию зощенко в обостренную чуткость к мнимой инертности героя, который теперь уже ни за что не согласился бы называться «маленьким человеком»: «средний человек» — так говорит он сам о себе и втайне вкладывает в эти слова горделивый смысл.

так сатира зощенко образовала особый, «отрицательный мир»,— с тем, как считал писатель, чтобы он был «осмеян и оттолкнул бы от себя». если бы зощенко оставался только сатириком — ожидание перемен в человеке, который «должен с сатиры воспитать в себе отвращение к уродливым и пошлым сторонам жизни», могло бы стать всепоглощающим. но глубоко скрытый за сатирической маской морализм писателя обнаружил себя в настойчивом стремлении к реформации нравов.

«сентиментальные повести», написанные зощенко в 20-х — начале 30-х годов, не только вобрали в себя тот материал, который подвергался сатирическому осмеянию в рассказах писателя, но как бы сконцентрировали в себе его этическую программу, скрыв в многосложной своей фактуре и боль, и отчаяние, и надежды писателя. однако его позитивная программа выступила в непривычной для форме. везде, где автор открыто объявляет о своем существовании, будь то вступление к «сентиментальным повестям» или неожиданные, но точно рассчитанные эмоциональные прорывы автора сквозь строгие границы объективного повествования,— он говорит как-то извиняясь и оправдываясь.

оговорки, самоуничижение, приниженная витиеватость, извиняющаяся интонация,— все это вокруг одного заявления писателя, заявления, которое он делает вызывающе — и в то же время сдержанно, настойчиво и убежденно: «эта книга специально написана о маленьком человеке, об обывателе во всей его неприглядной красе».

интонация подчеркивает ту принципиально осознанную невозможность мыслить высокими, философскими категориями, которые зощенко отвергал как отвлеченные, абстрактные, чуждые «простому человеку» понятия. но как бы ни снижал зощенко тему о пользе человеческой жизни, как бы ни иронизировал он над завидной легкостью размышлений о «дальнейшей культуре» и «счастье вселенной»,— нельзя было не заметить, что герои его «сентиментальных повестей» не чужды попыткам «проникнуть в сущность явлений» и понять — «для чего человек существует или существование его червяковое и бессмысленное». с редкой определенностью и в то же время с явной неохотой приоткрывает зощенко в повести «аполлон и тамара» завесу над темой, которая будет мучить его на протяжении всей жизни: «для чего существует человек? есть ли в жизни у него назначение, и если нет, то не является ли жизнь бессмысленной? »

4,7(32 оценок)
Открыть все ответы
Ответ:

те, кто не меняется. элен, анатоль, борис друбецкой, берг, князь василий и многие другие в любой момент повествования равны сами себе и определены неким набором отрицательных качеств, которые проявляются с такой же неизбежностью, с какой настойчиво подчёркиваются автором внешние раздражающие "чёрточки" (например, глупая добродушная улыбка анатоля или плоский стан и длинное лицо княгини бетси тверской в "анне карениной"). всем им чужды душевные терзания и сомнения, просто живут в своё удовольствие, следуя внутреннему "компасу", который неизменно показывает в направлении денег, чинов, признания в свете, удовлетворения похоти любой ценой - а препятствий на пути к этим целям просто не замечают.

4,8(36 оценок)
Ответ:
Nadezhdakarpov1
Nadezhdakarpov1
10.03.2021

ответ:

начинал творить в духе символизма («стихи о прекрасной », 1901—1902), ощущение кризиса которого провозгласил в драме «» (1906). лирика блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. через углубление социальных тенденций (цикл «город», 1904—1908), религиозного интереса (цикл «снежная маска», изд. «оры», санкт-петербург 1907), осмысление «страшного мира» (одноимённый цикл 1908—1916), осознание трагедии современного человека (пьеса «роза и крест», 1912—1913[* 1]) пришёл к идее неизбежности «возмездия» (одноимённый цикл 1907—1913; цикл «ямбы», 1907—1914; поэма «возмездие», 1910—1921). главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «родина» (1907—1916).

парадоксальное сочетание мистического и бытового, отрешённого и повседневного вообще характерно для всего творчества блока в целом. это есть отличительная особенность и его психической организации, и, как следствие, его собственного, блоковского символизма. особенно характерным в этой связи выглядит ставшее хрестоматийным классическое сопоставление туманного силуэта «незнакомки» и «пьяниц с глазами кроликов». блок вообще был крайне чувствителен к повседневным впечатлениям и звукам окружающего его города и артистов, с которыми сталкивался и которым симпатизировал. новаторским вкладом блока является использование дольника как единицы ритма стихотворной строки

4,5(49 оценок)
Новые ответы от MOGZ: Литература
logo
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси Mozg
Открыть лучший ответ