Горький считал «Большой шлем» лучшим рассказом Л.Н. Андреева. Высокую оценку произведению дал Л.Н. Толстой. В карточной игре «большим шлемом» называется положение, при котором противник не может взять старшей картой или козырем ни одной карты партнера. На протяжении шести лет три раза в неделю (по вторникам, четвергам и субботам) Николай Дмитриевич Масленников, Яков Иванович, Прокопий Васильевич и Евпраксия Васильевна играют в винт. Андреев подчеркивает, что ставки в игре были ничтожными и выигрыши небольшими. Однако Евпраксия Васильевна очень ценила выигранные деньги и отдельно откладывала их в копилку. В поведении героев во время карточной игры явственно видно их отношение к жизни в целом. Пожилой Яков Иванович никогда не играет больше четырех, даже если у него на руках была хорошая игра. Он осторожен, предусмотрителен. «Никогда нельзя знать, что может случиться», — так комментирует он свою привычку. Его партнер Николай Дмитриевич наоборот всегда рискует и постоянно проигрывает, но не унывает и мечтает отыграться в следующий раз. Однажды Масленников заинтересовался Дрейфусом. Альфред Дрейфус (1859-1935) — офицер французского генерального штаба, которого в 1894 году обвинили в передаче Германии секретных документов, а потом оправдали. Партнеры сначала спорят о деле Дрейфуса, но вскоре увлекаются игрой и замолкают. Когда проигрывает Прокопий Васильевич, Николай Дмитриевич радуется, а Яков Иванович советует в следующий раз не рисковать. Прокопий Васильевич боится большого счастья, так как за ним идет большое горе. Евпраксия Васильевна — единственная женщина в четверке игроков. При крупной игре она с мольбой смотрит на брата — своего постоянно партнера. Другие партнеры с рыцарским сочувствием и снисходительными улыбками при этом ожидают ее хода. Символический смысл рассказа состоит в том, что вся наша жизнь, по сути, может быть представлена как карточная игра. В ней есть партнеры, есть и соперники. «Карты комбинируются бесконечно разнообразно», — пишет Л.Н. Андреев. Сразу же возникает аналогия: жизнь тоже преподносит нам бесконечные сюрпризы. Писатель подчеркивает, что люди пытались в игре добиться своего, а карты жили своей жизнью, которая не поддавалась ни анализу, ни правилам. Одни люди плывут в жизни по течению, другие мечутся и пытаются изменить судьбу. Так, например, Николай Дмитриевич верит в удачу, мечтает сыграть «большой шлем». Когда, наконец, Николаю Дмитриевичу приходит долгожданная серьезная игра, он, боясь упустить ее, назначает «большой шлем в бескозырях» — самую сложную и высокую комбинацию в карточной иерархии. Герой идет на определенный риск, так как для верной победы он должен еще получить в прикупе пикового туза. Под всеобщее удивление и восхищение он тянется за прикупом и вдруг неожиданно умирает от паралича сердца. После его смерти выяснилось, что по роковому стечению обстоятельств в прикупе находился тот самый пиковый туз, который обеспечил бы верную победу в игре. После смерти героя партнеры думают о том, как радовался бы Николай Дмитриевич этой сыгранной игре. Все люди в этой жизни — игроки. Они пытаются взять реванш, выиграть, поймать за хвост удачу, тем самым самоутвердиться, считают маленькие победы, а об окружающих думают крайне мало. Много лет люди встречались по три раза в неделю, но редко говорили о чем-нибудь, кроме игры, не делились проблемами, не знали даже, где живут их друзья. И только после смерти одного из них остальные понимают, как дороги они были друг другу. Яков Иванович пытается представить себя на месте партнера и почувствовать то, что должен был прочувствовать Николай Дмитриевич, сыграв «большой шлем». Не случайно герой впервые изменяет своим привычкам и начинает разыгрывать карточную партию, итоги которой уже никогда не увидит его скончавшийся товарищ. Символично, что первым уходит в мир иной наиболее открытый человек. Он чаще других рассказывал партнерам о себе, не был равнодушен к проблемам других, о чем свидетельствует его интерес к делу Дрейфуса. Рассказ обладает философской глубиной, тонкостью психологического анализа. Сюжет его одновременно и оригинален, и характерен для произведений эпохи «серебряного века». В это время особое значение получает тема катастрофичности бытия, зловещего рока, нависающего над человеческой судьбой. Не случайно мотив внезапной смерти сближает рассказ Л.Н. Андреева «Большой шлем» с произведением И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», в котором тоже герой умирает в тот самый момент, когда, наконец, должен был насладиться тем, о чем мечтал всю жизнь.
Обучающие: ввести учащихся в неповторимый мир авторской сказки увидеть им глубину содержания, народную мудрость мораль, выйти на понимание смысла названия, активизировать познавательную деятельность и поисково- исследовательскую деятельность учащихся, продолжать работу над теоретико-литературоведческими понятиями, работать над развитием речевых навыков: чтения-понимания, говорения, выразительного чтения, разными видами пересказа.Воспитательные: воспитание доброты, милосердия, чувства коллективизма и взаимовыручки, любви к труду
вот смотри
"Будет и мука, и вода, и всеобщее ". и др.)11. Смысл названия.- Почему же сказка о Фильке и коне называется "Теплый хлеб"?а) Чтобы объяснить название, мы обратимся к каждому слову.Сначала вспомним, как на Руси относились к хлебу.Индивидуальное задание. Приложение 3.Много пословиц и поговорок посвящено хлебу. В них также отразилась любовь и уважение к нему.Хлеб - всему голова.Хлеб да вода - крестьянская еда.Хлеб сердце человеку укрепит.Хлеба к завтрему оставляй, а не дела.Хлеба нет - и друзей не бывало.Хлеба нет - и корочки в честь.Хлеб хлебу брат.- А сейчас мы также относимся к хлебу? Наше отношение не изменилось? Почему?б) - В каком значении в сказке употреблено слово "теплый"? Что может быть теплым? (теплая ладонь, солнце, одеяло, взгляд, слова, хлеб)- Какие значения имеет слово "теплый" ? (Работа со словарем Ожегова. Теплый 1) не успевший остыть, 2) свежий, 3) добрый, побеждающий зло)в) - Почему сказка называется "Теплый хлеб"? (Теплый хлеб помириться Фильке с конем. Хлеб был теплым не только потому, что его недавно испекли, но потому, что был согрет теплом души, общей радостью.)Хлеб примирил Фильку и коня.8. Итог.- Какова же народная мудрость сказки? (Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому).а )Беседа о рисунках учащихся.Связные ответы на вопрос, что нарисовали и почему.б) Заключительное слово учителя.Евгений Евтушенко писал:Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя.- Каких зверей нужно убить внутри себя? Через что надо переступить, чтобы стать милосердным?К.Г.Паустовский хотел, чтобы читатели его произведений были добрыми, любили окружающий мир, чувствовали родство с ним и готовность в любой момент прийти на Поэтому любимый герой его сказок - человек отзывчивый, чуткий, с добрым и милым сердцем. Мы живём в мире, где много жестокости, зла, равнодушия, но христианские заповеди учат нас любить и прощать. Старые мудрые люди говорят: "Лучше подавать, чем просить" человеку добрым словом, добрым делом, и настанет время, когда и тебе как Фильке ребята.Домашнее задание.Письменно ответить на вопрос (по выбору):1) Добрые советы сказки (Чему учит сказка).2) Что значит уметь сострадать? Приходилось ли вам проявлять соучастие в жизни другого?
Каждый день я провожу в компании со свои котом по имени Василий. Мне нравится ласково называть его Васькой. ТАк больше нравится. Я ему рассказываю все свои мысли и переживания, но он в ответ только мяукает, прыгает на колени и начинает громко мурчать. Интересно,о чем же он в этот момент думает? Мне кажется, что Васька думает о смысле жизни.Вот утром, я ухожу в школу, родители на работу и остается он один - в доме хозяин. Проверит все комнаты, все углы и шкафы, убедится в их сохранности и невредимости и лежит,на подоконнике шерстку на солнышке греет. И думается , дааа, не плохо бы и молочка попить. Или лучше будет Вн ту вот ворону съесть. Большо уж раскаркалась, уснуть не дает. И приходим мы домой , а он ждет нас, и думает, пришла хозяяяйка,кормить,отблагодарить, все спать, от ночных кошмаров защищать.