достижением изобразительного искусства эпохи римской империи является скульптурный портрет. в портретных образах, созданных римскими мастерами на протяжении i—iv веков, отразились эстетические вкусы, идеалы римлян и особенности их мировоззрения. роль римского портрета в мирового искусства определяется его глубокой жизненной правдой и утверждением реалистического метода в изображении неповторимой индивидуальности человека.
все дальнейшее развитие портретной пластики во многом основано на творческом наследии римских мастеров.
для скульптурного портрета времени поздней республики, еще не воспринявшего благотворное эллинское влияние, характерно стремление запечатлеть конкретную человеческую личность, ее внешние черты и особенности, отличающие ее от любого другого лица. эти тенденции, восходящие еще к традициям, заметно усиливаются именно в переломный период римской , когда столь значительную роль стали играть отдельные лица, а на смену республиканскому образу правления пришла единоличная диктаторская власть. для большинства римских скульптурных портретов первой половины и середины i века до н.э. — конца республики характерен «веризм» — реализм, переходящий в натурализм, который никогда больше с такой откровенностью не проявится в портретном искусстве рима. в i веке до н.э. портреты, поражающие своей беспощадной правдивостью; с особым интересом их авторы обращаются к воспроизведению некрасивых, часто уродливых, но ярко индивидуальных лиц, преимущественно людей немолодых, глубоких стариков. именно эти старческие портреты послужили основой для широкого распространения в современной науке мнения о возникновении веристического портрета от существовавшего в древнем риме обычая делать восковые маски — изображения умерших предков.
вся культура рима этой поры пронизана стремлением к индивидуализму, для нее характерно трезвое, конкретное восприятие мира.
римский скульптурный портрет i века до н.э. представляет собой сложную и многообразную картину. это было время поисков, еще не было выработано основное направление его развития. именно его многообразие и позволило современным исследователям выделить в республиканском портрете значительное число различных групп и направлений, которым они присвоили самые разные названия.
чисто римская доля, внесённая в сокровищницу мирового искусства, прекрасно определена, как раз в связи с римским скульптурным портретом: " рим существует как индивидуальность; рим существует в тех строгих формах, в которых возродились под его владычеством древние образы; рим существует в том великом организме, который разнёс семена античной культуры, давая им возможность оплодотворить новые, ещё варварские народы, и, наконец, рим существует в создании цивилизованного мира на основании культурных эллинских элементов и, видоизменяя их сообразно с новыми , только рим и мог создать великую эпоху портретной " (о. ф. вальгауэр)
на сложение специфически римских черт скульптурного портрета оказали влияние существовавшие у древних римлян изображения предков (в виде восковой маски, снятой с умершего и точно воспроизводившей черты и цвет лица). конкретность и выразительность составляют отличительную черту всей римской портретной скульптуры, в которой сильнее всего проявилось своеобразие римского художественного гения.
восковые маски украшали атриумы, их выставляли на семейных торжествах, в них выступали актёры, сопровождавшие похоронные процессии. право на посмертную маску — «изображение» — имели те, кто обладал верховной властью, так как политическая власть предоставлялась не только выборами, но была прежде всего религиозным отличием, агреманом юпитера, верховного римского божества. поэтому божественное благословение отмечало харизмой тех, кто был избран осуществлять эту власть — конституционный империал, ограниченный одним годом. было естественным, что потомки этих людей частично претендовали на наследование этой харизмы как залога исполнения власти. и это неизбежно к тому, что наследники основали в честь инициаторов привилегированного отношения между богами и своим потомством настоящий культ, социальным знаком которого были «изображения».
римский портрет имеет сложную предысторию. его связь с портретом очевидна, равно как и с эллинистическим. римский корень тоже вполне ясен: первые римские портретные изображения в мраморе или в бронзе были всего лишь точным воспроизведением восковой маски, снятой с лица умершего, где все детали лица, складки, морщины — всё то, что может зафиксировать восковая копия, — превращалось в средство характеристики образа. это ещё не искусство в обычном смысле. здесь нет идеала, который можно повторять и с которым можно соотноситься, как в греческом искусстве портрета. есть только отдельные индивидуальности, совершенно законченные в своей неповторимости.
Плечом раздвинув горы, Тесня зеленый лес, Здесь вырос целый город Невиданных чудес. Над ним такое небо, Ты только погляди! И если ты здесь не был - Вся сказка впереди!
Иногда я думаю о том, каким должен быть город моей мечты. На мой взгляд, это город, в котором царствует Любовь, Понимание и Забота.\"Под небом голубым есть город золотой...\" Как удивительно подходят эти слова к городу моих мечтаний! Я часто вижу один и тот же сон: как брожу по старым тихим улочкам Луганска, смотрю на безупречную лазурь неба, вслушиваюсь в прекрасное пение птиц, дышу чистым воздухом... И на душе у меня легко и спокойно. Таков город моей мечты! Город с чистыми улицами, домами, с приветливыми жителями и чарующей атмосферой. Город будущего можно нарисовать, выразить в музыке, о нем можно написать. Но увидеть его наяву, почувствовать себя в нем уютно под силу далеко не каждому. Город моей мечты - это город, где смеются дети, улыбаются взрослые и радуются старики. Это город, где \"без спроса ходят в гости, где нет зависти и злости\". Город, в котором созданы условия для отдыха детей, пожилых людей, молодежи: есть бассейны, парки, аллеи, на улицах растут цветы, и зеленая трава пушистее и мягче, чем мех. Цветы... Как нужны они городу моей мечты. Ведь цветы - это символ вечной юности и любви. Эту истину подтверждают слова старой песни: В городах, где зимою не видно зари, Где за крышами спят холода, По весне, словно добрые духи земли, Прорастают цветы сквозь асфальт. От того ль, что загадка какая-то есть На земле у любой красоты, От того ль, что родился и вырос я здесь, Я люблю городские цветы. Вот опять я кричу вам Сквозь грохот и дым. Городские цветы, городские цветы, Навсегда завладели вы сердцем моим.
Город моей мечты - это город, где его жителям предоставлена возможность выбора: в какое учебное заведение поступать, где удобнее работать, в какой больнице лучше лечиться... Город моей мечты - это город, известный во всем мире не только своими промышленными предприятиями, но и жителями, прославившими его. Город, где нет преступности, нравственной деградации и невежества. \"Не вращайте глобус, вы не найдете, на планете Земля\" такого города не отыскать. Это всего лишь фантастическая картина, воплотить которую в жизнь почти невозможно\". А может быть, возможно? Необходимы желание, упорный труд и вера в успех - и тогда все получится! Конечно, сейчас Луганск - это далеко не идеальный город. Он, с его богатой многолетней историей, превратился в город, на улицах которого появилось так много \"торгашей\" и нищих. О таком ли будущем для него мечтали наши знаменитые земляки - В.Даль, К.Ворошилов, А.Холодилин, В.Шевченко, В.Гаевой? Все они отдали свои лучшие годы для процветания Луганска. Сейчас в этом мире \"купли-продажи\" очень трудно \"пробиться\" людям, истинным патриотам, жаждущим лучшей жизни для нашего города. Многие в наше время даже не замечают, во что превратился их родной Луганск - город, в котором жили их предки, живут они и будут жить их дети. Какое же будущее мы оставим нашим потомкам? Полуразоренный город с высоким уровнем преступности и низким национально-культурным самосознанием. А ведь мы живем в ХХ1 веке, третьем тысячелетии, ознаменовавшим начало эры мирового прогресса и высокой культуры. Для того чтобы оставить достойное наследство нашим детям, нужно стремиться решать экономические, социальные, экологические проблемы города, тем самым улучшая его демографическое состояние. Конечно, город мечты не может жить по велению волшебной палочки, его нужно пытаться создать своими руками. И, стараясь, возможно, мы достигнем заветной цели - построить город наших мечтаний. Город над Луганью, Город мой родной! Где бы ни была я, Ты всегда со мной!
достижением изобразительного искусства эпохи римской империи является скульптурный портрет. в портретных образах, созданных римскими мастерами на протяжении i—iv веков, отразились эстетические вкусы, идеалы римлян и особенности их мировоззрения. роль римского портрета в мирового искусства определяется его глубокой жизненной правдой и утверждением реалистического метода в изображении неповторимой индивидуальности человека.
все дальнейшее развитие портретной пластики во многом основано на творческом наследии римских мастеров.
для скульптурного портрета времени поздней республики, еще не воспринявшего благотворное эллинское влияние, характерно стремление запечатлеть конкретную человеческую личность, ее внешние черты и особенности, отличающие ее от любого другого лица. эти тенденции, восходящие еще к традициям, заметно усиливаются именно в переломный период римской , когда столь значительную роль стали играть отдельные лица, а на смену республиканскому образу правления пришла единоличная диктаторская власть. для большинства римских скульптурных портретов первой половины и середины i века до н.э. — конца республики характерен «веризм» — реализм, переходящий в натурализм, который никогда больше с такой откровенностью не проявится в портретном искусстве рима. в i веке до н.э. портреты, поражающие своей беспощадной правдивостью; с особым интересом их авторы обращаются к воспроизведению некрасивых, часто уродливых, но ярко индивидуальных лиц, преимущественно людей немолодых, глубоких стариков. именно эти старческие портреты послужили основой для широкого распространения в современной науке мнения о возникновении веристического портрета от существовавшего в древнем риме обычая делать восковые маски — изображения умерших предков.
вся культура рима этой поры пронизана стремлением к индивидуализму, для нее характерно трезвое, конкретное восприятие мира.
римский скульптурный портрет i века до н.э. представляет собой сложную и многообразную картину. это было время поисков, еще не было выработано основное направление его развития. именно его многообразие и позволило современным исследователям выделить в республиканском портрете значительное число различных групп и направлений, которым они присвоили самые разные названия.
чисто римская доля, внесённая в сокровищницу мирового искусства, прекрасно определена, как раз в связи с римским скульптурным портретом: " рим существует как индивидуальность; рим существует в тех строгих формах, в которых возродились под его владычеством древние образы; рим существует в том великом организме, который разнёс семена античной культуры, давая им возможность оплодотворить новые, ещё варварские народы, и, наконец, рим существует в создании цивилизованного мира на основании культурных эллинских элементов и, видоизменяя их сообразно с новыми , только рим и мог создать великую эпоху портретной " (о. ф. вальгауэр)
на сложение специфически римских черт скульптурного портрета оказали влияние существовавшие у древних римлян изображения предков (в виде восковой маски, снятой с умершего и точно воспроизводившей черты и цвет лица). конкретность и выразительность составляют отличительную черту всей римской портретной скульптуры, в которой сильнее всего проявилось своеобразие римского художественного гения.
восковые маски украшали атриумы, их выставляли на семейных торжествах, в них выступали актёры, сопровождавшие похоронные процессии. право на посмертную маску — «изображение» — имели те, кто обладал верховной властью, так как политическая власть предоставлялась не только выборами, но была прежде всего религиозным отличием, агреманом юпитера, верховного римского божества. поэтому божественное благословение отмечало харизмой тех, кто был избран осуществлять эту власть — конституционный империал, ограниченный одним годом. было естественным, что потомки этих людей частично претендовали на наследование этой харизмы как залога исполнения власти. и это неизбежно к тому, что наследники основали в честь инициаторов привилегированного отношения между богами и своим потомством настоящий культ, социальным знаком которого были «изображения».
римский портрет имеет сложную предысторию. его связь с портретом очевидна, равно как и с эллинистическим. римский корень тоже вполне ясен: первые римские портретные изображения в мраморе или в бронзе были всего лишь точным воспроизведением восковой маски, снятой с лица умершего, где все детали лица, складки, морщины — всё то, что может зафиксировать восковая копия, — превращалось в средство характеристики образа. это ещё не искусство в обычном смысле. здесь нет идеала, который можно повторять и с которым можно соотноситься, как в греческом искусстве портрета. есть только отдельные индивидуальности, совершенно законченные в своей неповторимости.