В 965 году после крушения Хазарского каганата великий киевский князь Святослав двинулся со своими войсками на Северный Кавказ, где «ясов и касогов победил». Киевский князь основал на Таманском полуострове военно-торговую факторию в Тмутаракани. Успешный поход Святослава Игоревича против северокавказских племен и основание военно-торговой фактории в самой Тмутаракани упрочили положение руссов на Таманском полуострове. Появление же Тмутараканского княжества связывается с 988 г., с захватом Владимиром Святославовичем ряда крымских городов. Владимир Святославович в 989 г. закрепил Тамань за Русью, и посадил там княжить своего сына Мстислава.
В состав Тмутараканского княжества входили: сам город Тмутаракань и окружавшие его селские территории, в Крыму – Керчь с сельскохозяйственной округой. В подчинении Тмутараканского княжества находился город Белая Вежа. Благодаря своему выгодному положению Тмутараканское княжество контролировало Подонье, Кубань и Нижнюю Волгу.
Административным центром княжества и крупным торговым центром являлся город Тмутаракань.
В центре города была крепость. Внутри нее находились церковь, княжеский дом, помещение, в котором жили слуги князя и дружинники. В крепости же имелись хранилища зерна, соленого мяса, вяленой рыбы, а также бассейн пресной воды – все это хранилось на случай вражеской осады. К стенам крепости примыкали кварталы беспорядочно построенных саманных домиков, в которых жили ремесленники, рыбаки и крестьяне. Тмутаракань была обнесена мощной стеной из кирпича.
Население Тмутараканского княжества состояло из местных племен – адыгов, алан, болгар, хазар, готов, а также греков, славянских ремесленников и купцов. Здесь же размещалась княжеская дружина. Окрестные племена находились в зависимости от князя, платили ему дань и поставляли воинов в период военных действий.
Жители Тмутараканского княжества занимались охотой, рыболовством, пчеловодством и земледелием. В Тмутаракань съезжались купцы, чтобы закупить сушеной рыбы, именно: осетров, чебаков и другой рыбы в большом количестве.
Тмутараканское княжество оказывало сильное влияние на развитие культуры народов Северного Кавказа. Город Тмутаракань был крупным культурным центром, где была развита письменность.
В княжестве была хорошо развита гавань. Сюда шли с востока и отправлялись на Русь шерсть, шелк, бумажные ткани, металлические изделия, стекло, фарфор, пряности. Из Тмутаракани в глубинные районы Северного Кавказа импортировались красноглиняные, черно-смоляные кувшины, стеклянные браслеты, каменные иконки, металлические кресты и другие вещи. Таким образом, порт связывал население Северо-Западного Кавказа с Русью, Византией и другими странами.
В связи с выгодным расположением Тмутараканское княжество переживало набеги кочевников, и половцев и татар. Серия военных конфликтов, длившихся на протяжении примерно полутора веков между Киевской Русью и половецкими племенами привела к тому, что русские князья потеряли контроль над Тмутараканским княжеством и Белой Вежей.
Киевский князь Владимир Мономах, получив полную власть, перенес войну в степи и разгромил половцев объединенным войском Киевской Руси. После этого половцы и Дневнерусское государство часто начинают выступать как союзники. При великом киевском князе Владимире Мономахе Киевская Русь стала состоять из Киевского, Переяславского, Смоленского, Владимир-Волынского, Суздальско-Новгородского, Черниговского, Полоцкого (ранее Тмутараканское) и Червенского княжеств.
Уважение к старшим не является каким-то ритуалом, который повторяется только несколько раз в год. Мы должны поддерживать ее каждый день. Я не имею ввиду, что надо твердить своим родителям, бабушкам и дедушкам, что мы их уважаем, ведь слова – это только слова. А слова надо подкреплять действиями. И как же доказать старшим, что мы их действительно уважаем? Очень ли это тяжело? Много ли усилий надо к этому прибавить? По моему мнению, это совсем не тяжело и не нуждается в почти никаких усилиях. Лишь немного. Совсем не тяжело уступить место в трамвае или троллейбусе. Но это уже и есть знак уважения к старшим. Постоять совсем не тяжело, а вот бабушке посидеть приятно будет. Этот поступок – мелочь, но он показывает, воспитанный человек, или нет. Мальчик, который петухом сидит в переполненном автобусе, а рядом стоит утомленная бабушка, совсем не вызывает уважения. А иногда бывает и так, что она просит его уступить место, а мальчик отвечает отказом. Это, на мой взгляд, уже совсем хамство!
Кроме этого, надо всегда быть вежливыми. Если хочется что-то попросить, надо сказать а когда получаешь то, что хотел, надо поблагодарить. Нельзя повышать голос на взрослых. Это будет просто непристойно. Мы не всегда согласны с ними, но все же надо сдерживаться. Если к тебе обращается кто-то из взрослых, то всегда надо выслушать, не перебивая, а уже потом высказывать свою мысль. Так как невежливо будет влезать, или еще хуже, канючить или кричать. Если я не согласен с мысленным взором старших, то говорю это спокойно, без вопля и гама. Хотя иногда так хочется вспылить, я стараюсь сдерживаться. Неуважением также будет влезать в разговор взрослых, а если все же очень хочется сказать что-то, надо сначала извиниться за вмешательство, а уже потом говорить. Существуют и другие правила, что касаются общения. К людям, которые занимают в твоей жизни разные места, надо и обращаться по-разному. Если это учительница или незнакомый человек, надо называть ее на Вы, так как называть на ты можно только ближайших людей, которые старше тебя: маму, отца, бабушку или дедушку. А тетку и других родственников надо величать только на Вы.
Все эти правила простые, и их не так уже и много, поэтому я считаю, что именно так должен вести себя каждый.