Полиен (писатель II в. н. э. ) в своем труде «Военные хитрости» дает очень яркую и интересную картину жизни Синдики и прилегающих к ней меотских племен [живущих на берегу Меотиды – Азовского моря, прим. Wave]. Он описывает историю меотянки Тиргатао, которая приводится в сокращении: «Меотиянка Тиргатао вышла замуж за Гекатея, царя синдов, которые живут немного выше Боспора. Этого Гекатея, низложенного с престола, снова посадил на царство боспор-ский тиран Сатир, причем выдал за него свою прежнюю жену. Гекатей, любя меотиянку, не решился погубить ее, а заточил ее в крепости и приказал жить под стражей; но Тиргатао успела бежать, обманув стражу. Приверженцы Гекатея и Сатира с большим рвением принялись искать ее, опасаясь, чтобы она не склонила к войне меотов; но поиски были напрасны: меотиянка, идя по пустынным и скалистым дорогам и днем скрываясь в лесах, а по ночам продолжая путь, пришла, наконец, к так называемым савроматам, где были владения ее родственников. Не застав в живых своего отца, она вступила в брак с его преемником и склонила савроматов к войне. Приведя с собой многих из воинственных племен, живших вокруг Меотиды, она сильно опустошила набегами принадлежащую Гекатею Синдику, а также причинила вред и царству Сатира, так что оба они принуждены были искать мира, послав и дав в заложники Сатирова сына Мет-родора. Тиргатао согласилась примириться, но ее противники не сдержали клятвы. Именно Сатир уговорил двух своих друзей совершить покушение на жизнь Тиргатао, явившись к ней под видом просителей. Когда те бежали к ней и Сатир стал требовать их выдачи, то Тиргатао, чтя право убежища, часто посылала к Сатиру письма, желая людей, прибегнувших к ее защите. Но эти последние улучили случай напасть на нее; в то время как один стал говорить с ней о важных будто бы делах, другой обнажил меч и совершал покушение, не удавшееся потому, что пояс Тиргатао отразил удар. Сбежавшиеся телохранители обоих подвергли пыткам; они сознались в замысле пославшего их тирана. Тогда Тиргатао снова начала войну, умертвив заложника, и подвергла страну всем ужасам грабежа и резни, пока сам Сатир не умер с отчаяния; сын его Горгипп, наследовав престол, сам явился к Тиргатао с и богатейшими дарами и тем прекратил войну» . После этих событий столица синдов — Синдская Гавань — была переименована в Горгиппию".
Классик якуб колас (константин михайлович мицкевич) родился в семье лесника. детство его прошло в лесной глуши на немане. школы поблизости не было, и грамоту мальчик постигал «самоуком».он жадно читал пушкина, гоголя, лермонтова, некрасова, а увлекшись крыловым, пробовал и сам писать басни.в 1898 г. колас поступает в учительскую семинарию в г. несвиже. с 1902 г. учительствует в начальных школах полесья и выступает ходатаем по крестьянским делам. в это же время среди крестьян и сельской интеллигенции распространяются нелегальные стихи коласа. его заметки о беззаконии помещиков и местных властей появляются под разными псевдонимами в демократической печати. в 1906 г. в газете «наша доля» (после шестого номера газету закрыли) печатается одно из первых стихотворений коласа — «наш родны край», в котором нарисована яркая картина жизни угнетенной белоруссии. в том же году за революционную деятельность и участие в нелегальном съезде учителей коласа уволили из школы, а в 1908 г. судили и приговорили к трем тюрьмы.в минском остроге колас начинает писать поэму «новая земля». в 1910 г. он издает первый сборник стихотворений «песни печали». в письме к украинскому писателю м. коцюбинскому горький писал: «в белоруссии есть два поэта: якуб колас и янка купала — интересные просто пишут, так ласково, грустно, искренно».много работает колас в послеоктябрьский период. в 1923 г. он заканчивает поэму «новая земля». ее по праву считают энциклопедией жизни крестьянства конца xix в. на фоне красочных картин родной природы колас показывает жизнь бедных крестьян, их труд и борьбу. каждая страница произведения согрета глубоким лиризмом, искрится народным юмором.в поэме «сымон музыкант» (1917 — 1925) с большим мастерством и вдохновением показана трагическая судьба народных талантов, обреченных царизмом на гибель. герой поэмы — поводырь слепого нищего, одаренный скрипач сымон. бедность мешает ему совершенствовать свой талант. но сымон верит, что наступит иное время и он своей «задушевной игрой» сможет украсить жизнь трудового люда. в советские годы колас создает прозаическую трилогию о борьбе народа за свое освобождение, о роли в ней интеллигенции, вышедшей из народных низов («в полесской глуши», «в глубине полесья» и «на росстанях»). эта трилогия была закончена после войны и издана под общим названием «на росстанях».
«Меотиянка Тиргатао вышла замуж за Гекатея, царя синдов, которые живут немного выше Боспора. Этого Гекатея, низложенного с престола, снова посадил на царство боспор-ский тиран Сатир, причем выдал за него свою прежнюю жену. Гекатей, любя меотиянку, не решился погубить ее, а заточил ее в крепости и приказал жить под стражей; но Тиргатао успела бежать, обманув стражу. Приверженцы Гекатея и Сатира с большим рвением принялись искать ее, опасаясь, чтобы она не склонила к войне меотов; но поиски были напрасны: меотиянка, идя по пустынным и скалистым дорогам и днем скрываясь в лесах, а по ночам продолжая путь, пришла, наконец, к так называемым савроматам, где были владения ее родственников. Не застав в живых своего отца, она вступила в брак с его преемником и склонила савроматов к войне. Приведя с собой многих из воинственных племен, живших вокруг Меотиды, она сильно опустошила набегами принадлежащую Гекатею Синдику, а также причинила вред и царству Сатира, так что оба они принуждены были искать мира, послав и дав в заложники Сатирова сына Мет-родора. Тиргатао согласилась примириться, но ее противники не сдержали клятвы. Именно Сатир уговорил двух своих друзей совершить покушение на жизнь Тиргатао, явившись к ней под видом просителей. Когда те бежали к ней и Сатир стал требовать их выдачи, то Тиргатао, чтя право убежища, часто посылала к Сатиру письма, желая людей, прибегнувших к ее защите. Но эти последние улучили случай напасть на нее; в то время как один стал говорить с ней о важных будто бы делах, другой обнажил меч и совершал покушение, не удавшееся потому, что пояс Тиргатао отразил удар. Сбежавшиеся телохранители обоих подвергли пыткам; они сознались в замысле пославшего их тирана. Тогда Тиргатао снова начала войну, умертвив заложника, и подвергла страну всем ужасам грабежа и резни, пока сам Сатир не умер с отчаяния; сын его Горгипп, наследовав престол, сам явился к Тиргатао с и богатейшими дарами и тем прекратил войну» . После этих событий столица синдов — Синдская Гавань — была переименована в Горгиппию".