отмечая четырехсотлетие начала правления дома романовых в условиях приближающегося столетия его окончания, нельзя не задаться вопросом: было ли падение монархии в россии результатом стечения неблагоприятных сиюминутных обстоятельств, или свержение самодержавия стало закономерным итогом развития российского общества? имела ли место кратковременная роковая вспышка народного недовольства конкретной царской семьей, с которой вдруг стали ассоциировать все бедствия, обрушившиеся в тот момент на страну, или же вообще к февралю 1917 г. число носителей монархического сознания среди людей необратимо опустилось ниже того критического уровня, который был необходим для сохранения векового строя правления в россии?
со времен римской (византийской) империи православная церковь всячески способствовала укреплению монархического сознания в народе, утверждала среди верующих представление о сакральном характере царской власти. по этой причине степень именно церковных людей монархии может рассматриваться как важнейший критерий ее внутренней жизнестойкости. если даже в церкви монархический строй перестает восприниматься как единственно правильный способ правления, то значит монархия себя исчерпала, как это ни прискорбно.
в предлагаемом докладе будет предпринята попытка рассмотреть, насколько монархии была характерна для активных деятелей православной российской церкви 1920-х гг. – времени напряженного поиска ответа на вопрос о месте церкви в жизни народа в условиях новой, по сути дела, богоборческой власти.
сразу следует оговориться, что речь пойдет о церкви именно в россии, а не в рассеянии. в зарубежье были те, кто заявлял о своих монархических симпатиях весьма громко. так, в ноябре 1921 г. заграничный собор в сербских сремских карловцах обратился с посланием к « православной церкви, в рассеянии и изгнании сущим», в котором были такие слова: «и ныне пусть неустанно пламенеет молитва наша – да укажет господь пути спасения и строительства родной земли; да даст защиту вере и церкви и всей земле и да осенит он сердце народное; да вернет на всероссийский престол , сильного любовию народа, законного православного царя из дома романовых»[1].
1. Литература, рисунки и изображения, станковая живопись, берестяные грамоты, мифы, священные песни, сказания, пословицы, поговорки.
2. Язычество.
3.Памятники литературы
«Житие Александра Невского»
«Сказание о граде Китеже»
«Задонщина»
«Сказание о князьях Владимирских»
Псалтырь
«Апостол»
Часослов
«Четьи-Минеи»
«Лицевой Летописный свод»
«Степенная книга»
«Житие протопопа Аввакума им самим написанное»
«Домострой»
Букварь Василия Бурцева
Грамматика М. Смотрицкого
«Считание удобное»
Памятники изобразительного искусства
Ансамбль Московского Кремля
Церковь Вознесения в Коломенском
Собор Василия Блаженного
Китай-город
Белый-город
Церковь Рождества в Путинках
Сухарева башня
Архитектурные ансамбли и монастыри
Андроников (Москва)
Новодевичий (Москва)
Донской (Москва)
Троице-Сергиев
Кирилло-Белозерский
Ферапонтов
Пафнутьево-Боровский
Иосифо-Волоколамский
Соловецкий
Новоиерусалимский
Церковь Покрова в Филях
537:3=179
780:2=390
555:12=46,25