Золлтое правило этики существует,наверное, так давно, как и само человечество. Оно призывает нас поступать с другими так, как нам хотелось бы, чтобы другие поступали с нами, и не делали никому того, чего не желаем самим себе.
Это правило в разные времена и эпохи упоминалось в различных религиозных учениях — и в христианстве, и в исламе, и в буддизме, и в других религиях. Христианский закон любви к ближнему основывается именно на этом правиле.
Обычно золотое правило этики воспринимают исключительно, как пожелание делать добро – и не больше. Сделаешь кому-то что полезное – отлично, молодец. Не сделаешь – тоже ничего. Поступишь с кем-то плохо – ну, что уж, так получилось. И мы редко задумываемся над тем, что у всех этих действий есть свои последствия.
Последняя строка позволяет предположить, что n´egy — это ‘4’; тогда negyed в других выражениях может означать ‘четверть’. В венгерских примерах многократно повторяется элемент harom; анализ значений этих выражений позволяет предположить, что такой повторяющейся информацией может быть число 3. Действительно: 2 часа 42 минуты = 3 четверти 3-го минус 3 минуты, 2 часа 48 минут = 3 четверти 3-го плюс 3 минуты. Тогда mulva означает ‘до’, mult —‘после’, а perc и percel —‘минуты’ (по-видимому, percel — падежная форма существительного perc, употребимая перед предлогом mulva). Получаем следующий пословный перевод венгерских выражений: 2 часа 42 минуты — 3 минуты до 3-х четвертей 3-го, 2 часа 48 минут — 3 минуты после 3-х четвертей 3-го, 2 часа 11 минут — 4 минуты до четверти 3-го, 4 часа 4 минуты — 4 минуты после 4-х. ответ: 3 часа 3 минуты — h´arom perc mult h´arom, 3 часа 19 минут — n´egy perc mult n´egyed n´egy.