Десять заповедей (Декалог или Закон Божий) – предписания, десять основных законов, которые, согласно Пятикнижию, были даны самим Богом Моисею, в присутствии сынов Израиля, на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта.
Десять заповедей
1 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.2 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 3 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.4 Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.5Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.6Не убивай.7Не прелюбодействуй.8Не кради.9 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.10 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.
Согласно стихотворению, перстень был вручен ему «там, где море вечно плещет на пустынные скалы» таинственной волшебницей из гарема. Она просила поэта сохранить этот талисман, убеждая его, что он будет для Пушкина оберегом. «В нем таинственная сила, он любовью тебе дан», — позже напишет поэт.
По словам таинственной незнакомки, которые в своем стихотворении передал Пушкин, перстень не смог бы уберечь его «от недуга и могилы». Также украшение не в состоянии сделать его обладателя богатым или же вернуть на родину «от печальных чуждых стран». Однако талисман защитить поэта «от сердечных новых ран, от измены и забвенья». Поэтому героиня стихотворения и обращается к поэту с Сохрани мой талисман!».
Это романтическое произведение можно было бы отнести к разряду творческого вымысла поэта, если бы в своих воспоминаниях очевидцы не подтвердили – да, действительно, у Пушкина был такой перстень. Более того, сегодня доподлинно известна история этого необычного подарка, который поэт получил во время южной ссылки от супруги губернатора Новороссийского края Елизаветы Воронцовой. Пушкин был определен на службу в канцелярию губернатора и, естественно, стал вхож в дом графа Воронцова. Молодой поэт очень скоро влюбился в его очаровательную супругу, которая оказалась не только очень привлекательной, но и образованной женщиной, сумевшей по достоинству оценить поэтический дар своего нового знакомого. Согласно одной из версий, между Пушкиным и Елизаветой Воронцовой вспыхнул настолько бурный роман, что влюбленные даже не считали нужным скрывать свои чувства от губернатора. И это стало одной из причин острой неприязни графа к поэту, который всеми возможными попытался избавиться от человека, который решил разрушить его брак.
Вскоре по настоянию Воронцова Пушкину разрешили вернуться в Петербург, однако из Одессы поэт увозил не только воспоминания о прекрасной графине, но и старинный перстень-печатку с сердоликом. Украшение было парным, и точно такое же кольцо в память о поэте осталось у Елизаветы Воронцовой. Позже влюбленные, обмениваясь редкими письмами, запечатывали их при перстня, и это было их маленькой тайной.
После смерти Пушкина кольцо перешло к Жуковскому, потом долгие годы хранилось в семье Тургенева и, наконец, было передано в петербургский дом-музей поэта. Однако во время революции перстень таинственным образом исчез. Вора, который его похитил, найти все же удалось, а вот сама реликвия пропала бесследно. Примерно в 30-х годах века советское правительство обратилось с к наследникам Воронцова, проживающим за границей, подарить пушкинскому дому-музею второй экземпляр украшения, и получило согласие. Однако потомки Елизаветы Воронцовой так и не смогли найти перстень, который бесследно исчез. Примечательно, что поиски этой реликвии продолжаются по сей день, однако за 80 лет никому так и не удалось напасть на след пушкинского талисмана, который считается безвозвратно утерянным.