когда–то в греции – солнечной элладе, создавшей, в давние времена светлую, человеколюбивую культуру, прекрасное, полное жизни искусство – произошёл фашистский переворот. власть захватили в свои руки враги греческого народа – фашистские полковники. страну покрыли чёрные тучи. это было в 1967 году. с первых дней фашистской оккупации греческий народ повёл решительную борьбу за изгнание захватчиков. лучшие люди греции встали на защиту своей родины. в первых рядах бойцов был музыкант – композитор микис теодоракис (приложение 3). его оружием стали его песни, воспевающие родину, призывающие к борьбе за её свободу. микис был арестован, заточён в тюрьму, а исполнение его песен было запрещено. но на окраине афин, в маленьком кабачке, собирались любители песен – единомышленники теодоракиса. каждый вечер певец аккомпанируя себе на гитаре, пел разные песни – такие, которые можно было услышать по радио и телевидению. почему же сюда приходило столько людей? чего они так терпеливо ждали? каждый вечер наступала минута, когда музыкант переставал петь. он клал гитару на колени и замолкал. и по выражению его лица, его глаз все присутствующие понимали, что он молчит песни теодоракиса. и вместе с ним все тоже молчали песни своего любимого композитора. то есть песни звучали внутри каждого, так, как они могли быть арестованы. задумайтесь: песни не поют, а молчат! и эти беззвучные, молчащие песни объединяли людей единым чувством, единой мыслью: свободу родине! песни, которые молчат становятся оружием в борьбе! и одну из таких песен мы сейчас послушаем. эта песня называется “на побережье тайном”.
История любви Аполлона и Дафны рассказана Овидием. Дафна дала слово сохранить целомудрие и остаться безбрачной, подобно богине Артемиде. Аполлон же, домогавшийся любви прекрасной нимфы, вызвал у нее ужас. Словно бы она увидела в нем сквозь ослепляющую красоту свирепость волка. Но в душе бога, разгоряченного отказом, все более и более разгоралось чувство.
- Что же ты бежишь от меня, нимфа? - кричал он, пытаясь ее догнать. - Не разбойник я! Не дикий пастух! Я - Аполлон, сын Зевса! Остановись!
Дафна продолжала бежать что было сил. Все ближе погоня, девушка уже ощущает за спиной жаркое дыхание Аполлона. Не уйти! И она взмолилась отцу Пенею о
- Отец дочери! Спрячь меня или измени мой облик, чтобы меня не коснулся этот зверь!
Едва прозвучали эти слова, как Дафна почувствовала, что ноги ее деревенеют и уходят в землю по лодыжки. Складки влажной от пота одежды превращаются в кору, руки вытягиваются в ветви: боги превратили Дафну в лавровое дерево. Тщетно обнимал Аполлон прекрасный лавр, от горя сделал он отныне его своим излюбленным и священным растением и украсил голову венком, сплетенным из лавровых ветвей.
По приказу Аполлона спутницами нимфы был убит сын пелопоннеского царя Эномая Левкипп, влюбленный в нее и преследовавший ее переодетый в женском платье, чтобы никто не смог его узнать.
Дафна - древнее растительное божество, вошло в круг Аполлона, утеряв свою самостоятельность и став атрибутом бога. До того как Дельфийский оракул стал принадлежать Аполлону, на его месте был оракул земли Геи, а затем Дафны. И позднее в Дельфах победителям на состязаниях давались лавровые венки. О священном лавре на Делосе упоминает Каллимах. О прорицаниях из самого дерева лавра сообщает Гомеровский гимн. На празднике Дафнефорий в Фивах несли лавровые ветви.