– В основе этого хора – восточная народная мелодия, которая была известна в Персии. А где еще в опере используются восточные мотивы? (восточные танцы: турецкий, арабский и лезгинка звучат в сказочном царстве злого волшебника Черномора)
– И здесь Глинка использовал подлинные интонации и ритмы восточных народов. Друг за другом следуют турецкий, арабский танец и лезгинка, каждый из которых отмечен удивительным своеобразием. Какой из них наиболее плавный и спокойный, какой самый темпераментный и стремительный? (ответы детей)
– Еще раз послушайте музыкальные фрагменты и подумайте, в чем же заключается своеобразие восточных танцев? Сравни и выяви особенности?
Турецкий танец: плавная покачивающаяся мелодия передает неторопливые, размеренные, мягкие и томные движения танцующих.Арабский танец: горячий, темпераментный; основная тема звучит весело, задорно – резкие акценты на сильной доле напоминают стремительные прыжки танцующих мужчин; далее следует легкая, изящная, отрывистая, “женственная” мелодия, сопровождающаяся звучанием колокольчиков.Лезгинка – напоминает бурный восточный темперамент: частая смена темпа (в очень быстром и сдержанном темпе), динамические и регистровые контрасты, красочное звучание оркестра, близкое по тембру восточных народных инструментов.
– Итак, вы прослушали восточные танцы, до этого – хор персидских девушек, так в чем же здесь особенность мелодического рисунка? (ответы детей)
– Проверить и дополнить ваши ответы нам карточки, скрытые на
Теодоракис родился 29 июля 1925 года на греческом острове Хиос. Его отец был выходцем с острова Крит, мать родилась в Малой Азии. С детства мальчик проявил интерес и любовь к музыке, свои первые песни он стал сочинять, ещё не умея играть на музыкальных инструментах. В возрасте 17 лет организовал хор в пелопоннесском городе Триполисе.
Во время Второй мировой войны Теодоракис участвовал в Движения Сопротивления. Был схвачен нацистами и подвергался пыткам.
Во время гражданской войны в Греции (1946—1949) композитор был отправлен в ссылку на остров Икария, а затем помещён в концлагерь на острове Макронисос, где также подвергался пыткам и избиениям.
В 1950 году окончил Афинскую консерваторию по классу композиции у Филоктитиса Икономидиса. Затем с 1954 по 1959 год в Парижской консерватории учился музыкальному анализу у Оливье Мессиана и дирижированию у Эжена Виго. Живя во Франции, много сочинял. К этому периоду относятся камерные прелюдии и сонатины, симфонические произведения и три балета.
В 1959 году композитор вернулся в Грецию. Организовал оркестр в Афинах и Музыкальное общество в Пирее. Занимался также политической деятельностью, в частности был депутатом парламента от Единой левой демократической партии (1964—1967). В апреле 1967 года вскоре после путча, устроенного «чёрными полковниками», Теодоракис ушёл в подполье. Полковники запретили его музыку, а вскоре композитор попал в тюрьму, где провёл пять месяцев. В 1968 году его освободили под давлением мирового общественного мнения и отправили в ссылку, но уже в 1969 году поместили в концлагерь Оропос (под Афинами). За него снова заступились всемирно известные деятели культуры, в частности, Д. Шостакович, Л. Бернстайн, А. Миллер, Г. Белафонте. Это возымело действие, и в апреле 1970 года композитор был освобождён. С 1970 года он жил и работал во Франции. В изгнании он продолжал борьбу, устраивая концерты в пользу борцов с хунтой. После падения хунты в июле 1974 года Теодоракис снова вернулся в Грецию.
В 1980-х и 1990-х годах несколько раз избирался в парламент, был министром в правительстве К. Мицотакиса. В настоящее время — на пенсии. Его племянница Маро Теодораки — также известный греческий композитор. Всю жизнь Микис боролся за общечеловеческие ценности, за демократию в Греции. Он создал Движение Независимых Граждан под названием «Искра».