Чаще всего при создании романсов прибегают к теме любви. В любовных романсах воспеваются возвышенные чувства к возлюбленному. Также существует немало романсов о дружбе, вражде, разлуке и взаимоотношениях человека с социумом. Нередки романсы, представляющие монолог автора с самим собой, в которых он делится со слушателями своими чувствами и переживаниями. Можно встретить и такие романсы, которые воспевают природу. Романс может быть создан практически на любую тему. Главное в нем - лирическая составляющая трогать сердца слушателей и искренность.
В романсе "Островок" - спокойные, смиренные, безмятежные, невозмутимые, даже философские интонации. Композитор использовал достаточно тихую динамику, средний регистр, медленный темп. Сопровождение выступает в роли гармонической поддержки, дополняет образ спокойствия и умиротворения.
А в романсе "Весенние воды" - наоборот, интонации импульсивные, возбужденные; музыка эта полна жизненной энергии. Динамика - от средней до громкой, использовались все регистры, оживленный темп. Всеми элементами музыкального языка композитор передал пробуждение природы. С виртуозных пассажей в фортепианной партии, Рахманинов воссоздал полноценное изображение весны, оживления животных.
Таким образом, романсы "Островок" и "Весенние воды" - два противоположных образа - образ умиротворения, и образ пробуждения.
Романс может быть создан практически на любую тему. Главное в нем - лирическая составляющая трогать сердца слушателей и искренность.