образ и характер бориса годунова в трагедии борис годунов
основная тема трагедии — царь и народ — определила то важное место, которое отвёл пушкин в своей пьесе борису годунову.
образ бориса годунова раскрыт широко и разносторонне: борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества.
борис наделён многими положительными чертами. (данный материал грамотно написать и по теме образ и характер бориса годунова в трагедии борис годунов. краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свой народ в довольствии, во славе успокоить». как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясённой неожиданной смертью своего жениха.
что, ксения, что, милая моя?
в невестах уж печальная вдовица!
всё плачешь ты о мёртвом женихе. .
безвинная, зачем же ты страдаешь?
как человек, глубоко понимающий пользу образования, он радуется успехам сына в науке.
учись, мой сын, наука сокращает нам опыты быстротекущей
учись, мой сын, и легче и яснее державный труд ты будешь постигать.
борис — опытный политик, он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложную обстановку внутри страны в его время и даёт разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. просватав свою дочь за шведского королевича, он думает об укреплении связи руси с западноевропейскими государствами.
несмотря на все эти качества, народ не любит царя. борис годунов — типичный представитель того самодержавия, которое начало складываться в московской руси со времени ивана iii и расцвета своего достигло при иване iv. борис продолжает политику ивана iv — всей государственной власти в руках царя. он продолжает борьбу с родовитым боярством и, как иван iv, опирается в этой борьбе на служилое дворянство. назначая басманова командующим войсками, борис говорит ему: «пошлю тебя начальствовать над ними: не род, а ум поставлю в воеводы». борис продолжает политику московских царей и в отношении к народу: «лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ. так думал иоанн (iii), смиритель бурь, разумный самодержец, так думал и его свирепый внук (иван iv)». он продолжает политику крестьян, он «юрьев день задумал уничтожить», т. е. уничтожить право крестьян переходить от одного помещика к другому и тем самым окончательно закрепить крестьян за помещиками
такая крепостническая политика бориса усиливает сначала недоверчивое, а потом враждебное отношение к нему народа.
но борис отличается от своих предшественников тем, что он стал царём при преступления, а не в порядке законного престолонаследия. в xvii веке, как об этом говорят некоторые писатели того времени, бориса годунова считали убийцей димитрия-царевича, сына ивана iv. такого же мнения придерживался и карамзин. карамзин самую трагедию бориса рассматривал как следствие его преступления: бог наказал бориса за убийство царевича-младенца.
пушкин, «воскрешая век минувший во всей его истине», тоже рисует бориса как убийцу димитрия. но, в противоположность писателям xvii века и карамзину, он не этим преступлением объясняет несчастливое царствование бориса и постигшую его неудачу основать царскую династию годуновых.
убийство димитрия причиняет борису душевные мучения, усиливает неприязнь народа к нему, но не это главная причина его трагической судьбы. гибель бориса обусловлена социальными причинами, борьбой классовых сил. на борьбу с ним выступило боярство, донские казаки, польская шляхта, но главное — против него народ. гаврила пушкин говорит басманову, что самозванец силен не «польскою » и не казаками, а «мнением народным». народ восстал против годунова, и в этом главная причина гибели бориса, так как народ — основная, решающая сила .
народ отвернулся от бориса и потом восстал против него потому, что видел в нём деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство; видел в нём убийцу царевича; рассматривал все его «благодеяния» и «щедроты» как «средство удержать смятенье и мятеж».
так пушкин показывает, что основная причина трагедии бориса в том, что он лишился уважения, любви и поддержки народа.
Гиду есть что показать экскурсантам: дом крысолова, улицу молчания, где нельзя играть на музыкальных инструментах, церковь 13 века с табличкой, рассказывающей о произошедших в легенде событиях, мост через реку Везер, по которому дудочник вошёл в город.An old version of the Flash plugin was detected. Please upgrade your Flash plugin.Легенда о дудочнике явно отличается от других произведений средневекового фольклора. Отличается не только необычностью сюжета, но и его почти документальной подтверждённостью. Судите сами. Нам известна точная дата, когда эти удивительные события произошли- 26 июля 1284 года. В день святых Иоанна и Павла. Этот день официально считается началом истории Гаммельна. В ежегодных празднованиях, посвящённых этому события, проводятся костюмированные балы, на которых, как правило, обыгрываются события легенды.Им историк и монах Йобус Фнцелиус во второй половине 17 века посвятил целую главу в книге «Правдивые описания событий необыкновенных». Впрочем, что там главу. Современная американская исследовательница Шейла Хорти посвятила целую жизнь сбору данных, события эти подтверждающих. Именно она нашла в Хрониках 1384 года запись: « Десять лет назад пропали наши дети». А теперь вернемся к рассказу.
Посмотрите как об этой истории рассказывается в небольшом музыкальном мультфильме.В начале 80-х годов 13 века город Гаммельн подвёргся крысиному нашествию. Крыс было так много и они были такие большие, что справиться с ними городу оказалось не под силу. Злобные, вечно голодные животные огромными стаями бегали по городу, нападая не только на кошек и собак, но даже на маленьких детей. Это была катастрофа. Жители покидали город пришло неожиданно.- Я могу город и уничтожить крыс, - твёрдо заявил он бургомистру. - Сколько Вы заплатите за это?
-Что услышал в ответ флейтист?Вспомните, что же произошло?Верно. 26 июня 1284 года весёлый молодой человек в красной шляпе и ярком костюме охотника вошёл в город и направился к зданию магистрата.