Освоение вечных тем в музыкальной культуре
Есть в искусстве темы, к которым из века в век нее угасает интерес художника. Не будет преувеличением сказать, что они пришли в мир одновременно с человеком, и хотя в разные эпохи они претворялись в искусстве по – разному, само их существование говорит о том, что во все времена интересы и стремления людей были похожими. Человек с его мечтами, с тёмными и светлыми сторонами, человек любящий и страдающий на величие, и на малодушие – все эти проблемы из века в век повторялись по – своему в музыкальном искусстве. Ведь музыка изначально возникла как выражение эмоционального мира человека, мира вечно изменчивого, подвижного, незримо живущего в каждом из нас от рождения и до конца жизни. «Ты одна раскрыть умеешь то, что так погребено», - писала Анна Ахматова в стихотворении «Музыка». Музыке доступна передача не просто отвлечённых чувств, не абстрактной «радости» или «печали», она говорит живым языком о малейших оттенках радости и печали, какие и в нашей жизни бывают такими многообразными! Вспомним светлые произведения Баха и Моцарта, Шуберта и Грига… Однако атмосфера радости, присутствующая во многих великих произведениях, редко бывает только безоблачной. Сравним, например, характер частей одного из самых радостных произведений мировой музыкальной культуры, созданного Моцартом. Первые же такты концерта №23 ля мажор для фортепиано тс оркестром погружают нас в стихию грациозной весёлости, такой своеобразной у Моцарта. Начало второй части звучит трогательно и грустно. Откуда эта грусть? Послушав адажио, мы уже по – новому воспринимаем характер первой части. Так ли она безмятежна, как казалась? И снова возвращает нас к ощущению радости и света финал концерта. Однако та ли это радость, что звучала в музыке первой части? Изменчивость и подвижность музыкальных настроений, данных в последовательности, - это лишь одна сторона выражения прихотливого мира человеческих эмоций. В настоящей музыке выражена вся глубина мира с его незабываемыми печалями, вечными, как сам мир, такими же вечными его радостями.
Образы скорби и печали в музыке присутствовали всегда. И даже вдетской музыке. Вспомним «Первую утрату» Р.Шумана из его альбома «Альбом длч юношества», вспомним «Болезнь куклы» и «Смерть куклы» из «Детского альбома» П.И.Чайковского… Мы видим, что грустное настроение совсем не редкость в музыкальном искусстве, что они звучали в музыке всех времён. Совсем не жалкими предстают в искусстве такие вечные источники страданий, как одиночество или неразделённая любовь, напротив: они исполнены своеобразного величия, ведь именно они раскрывают подлинное достоинство души. Бетховен, отвергнутый Джульеттой Гвиччарди, пишет «Лунную» сонату. Что такого в этой музыке, что притягивает к ней новые и новые поколения? Любовь бессмертная: пусть она редкая гостья в мире, но всё же она есть, пока звучат произведения, подобные «Лунной» сонате.
Судьба, подобно другим вечным темам искусства, тоже по–разному воплощалась в произведениях музыкантов. У Вагнера – это невозможность принять её жестокие условия, что породило глубокие трагические сюжеты, где соседствуют любовь как стремление к свободе и смерть, как расплата за это стремление к свободе. Музыка Бетховена явилась выражением могучей силы его личности. В русском искусстве трактовка темы судьбы восходит к творчеству А.С.Пушкина. Вспомним повесть «Метель» и оркестровую сюиту Г. Свиридова «Метель» по этой пьесе Пушкина. Что слышится в музыке этой сюиты? И какова она по своему характеру – музыкальная ли иллюстрация, как определил её сам композитор, или высокое обобщение тех чувств, какие пробуждают в каждом человеке этот старинный, неизбывный звон? Конечно, никакие, даже самые глубокие, трактовки тем и образов не остаются в искусстве неизменными. Усложняется образный строй искусства, иными становятся его композиционная техника и язык. Однако, несмотря на все усложнения, в лучших своих образцах искусство снова возвращается к вечным темам, таким возвышенным и таким ясным одновременно. И, наверное, глубоко закономерным является тот факт, что в музыке XX1 века, такой сложной через множество модернистических течений, всё чаще звучат голоса из : Бах, Моцарт, Брамс… Музыканты обращаются к литературе , извлекая из неё идеи и сюжеты для своих симфоний, романсов, получающие новое подтверждение вечной своей актуальности. Ибо вечно актуальны человеческие страдания, радости, любовь, раздумья об их высоком смысле.
Відповідь:
Музицирование всегда раскрытию индивидуального начала и проявлению активной творческой позиции человека. Само существование музыки позволяло не только наслаждаться ею, но и побуждало человека к стремлению осознать свой творческий потенциал и выразить себя. Природа музыкального искусства, влияние прекрасного на душевные свойства человека вызывало в нем естественную потребность не только воспринимать, но и творить музыку.«Музицирование — это первозданный метод приобщения человека к музыке, попытка понять коренные основы и суть вещей, стремление выйти из различного рода тупиков, освободиться от догм и найти приемлемый путь дальше. Традиция музицирования зародилась в далекие времена и развивалась на протяжении многих столетий. Зарождение традиции домашнего музицирования позволяло рассматривать музыку как область образования и воспитания.Целью домашнего музицирования является создание условий для воспитания духовно развитой личности. Традиции домашнего музицирования связаны с ассамблеями Петра I. Assamblee — в переводе с французского означает «собрание». Это форма проведения досуга, которую Петр I, которую законодательно он ввел указом 25 ноября 1718 года. Согласно указу, посещение ассамблей было обязательно не только для дворян, но и для их жён, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский: «Коли Ягужинский приказывал пить, то все должны были делать это,XXI в. — век электронных технологий. Нажал клавишу компьютера и звучит заданная композиция, но такое воспитание и не заменят радости самостоятельного участия в процессе воссоздания музыкального произведения.
В настоящее время осуществляются определенные попытки по возрождению традиций домашнего музицирования.
Чтобы вернуть традиции домашнего музицирования, нужно время и усилия каждого из нас и общества в целом. Начнем с себя и музыка войдет в наш дом, украсив его и укрепив семейные узы общим благородным делом.
Задачи:
самореализация
рост мотивации к занятиям музыкой
рост самооценки индивида
расширение музыкального кругозора
воспитание вкуса
повышение общего уровня культуры
улучшение семейного микроклимата
Семейное музицирование — это форма деятельности, которая на протяжении многих лет была излюбленным видом отдыха и интеллектуально-эстетического развития многих поколений как в России так и вне ее.
Пояснення: