гмонт — пьеса (трагедия) Иоганна Гёте, издана в 1788 году. Пьеса дает художественную трактовку событиям в Испанских Нидерландах, предшествовавшим Нидерландской революции.
Драма относится к классическому периоду у Гете[1] и связана с эстетической системой «бури и натиска»[2]. Работа над пьесой продолжалась более десяти лет[3]. Классик русской драматургии А. Н. Островский считал эту пьесу знаменитой и выражал сожаление о том, что по цензурным соображениям она не была в своё время допущена на сцену[4].
«Эгмонт» с большим успехом шел на сцене Малого театра с 1888 года, в главных ролях играли Южин и Ермолова[3].
Содержание
1 Исторические события
2 Главные герои
3 Сюжет
4 Образ Эгмонта
5 Музыка
6 Примечания
7 Литература
7.1 Тексты
8 Ссылки
Исторические события
В 1559 году испанский военачальник граф Ламораль Эгмонт был назначен штатгальтером Фландрии и Артуа. В 1563 году вместе с Вильгельмом Оранским он протестовал против разгула инквизиции в Нидерландах, а в 1565 году Эгмонт возглавил делегацию фландрского дворянства милости при испанском дворе Будучи католиком и врагом иконоборцев, устроивших беспорядки в августе-октябре 1566 года, Эгмонт оставался сторонником короля Филиппа и католической церкви в борьбе с протестантами и восстаниями черни. Эгмонт рассчитывал на здравый смысл Филиппа, надеясь, что тот остановит разорение Нидерландов испанцами. В 1567 году прибывший в Брюссель и возглавивший «Кровавый совет» герцог Альба, которому Филипп поручил подавление ереси, вызвал Эгмонта и других знатных лиц якобы для совещания и арестовал их. В июне 1568 году, после победы, одержанной восставшими под командованием Людвига Оранского, Эгмонт и другие дворяне были публично обезглавлены на брюссельской Гранд-плас. Казнь спровоцировала восстание, переросшее в первый этап Нидерландской революции.
Главные герои
Эгмонт и Клерхен
Граф Эгмонт
Клерхен
Мать Клерхен
Бракенбург
Принц Оранский
Фердинанд, сын герцога Альба
Сюжет
Клерхен — молодая девушка, которая с детства любит Эгмонта, живет с матерью. Их часто навещает Бракенбург — молодой человек, который беззаветно и безответно любит Клерхен. Мать Клерхен считает, что дочь должна выйти замуж за Бракенбурга, ей не нравятся отношения Клерхен и Эгмонта. Бракенбург — человек среднего достатка, добропорядочный бюргер, а Эгмонт — граф, полководец и любимый народом наместник. Однако у графа есть свои проблемы. Время тогда было мятежное, скоро со своими войсками должен был прибыть новый, кровожадный, наместник короля — герцог Альба. Об этом предупреждает Эгмонта принц Оранский. Он предлагает уехать в свою провинцию, однако Эгмонт отказывается. Предупреждение Оранского сбывается, и Альба арестовывает слишком независимого и заботящегося о народе графа, и приговаривает его к казни. Клерхен пытается собрать народ, но горожане не готовы бунтовать. Бракенбург приводит Клерхен к себе домой, и она решает, что если Эгмонту уже ничем нельзя то она выпьет яд и умрет вместе с ним. Тем временем к Эгмонту приходит Фердинанд, который признается, что считал его своим героем, но уже никак не может ему Эгмонт видит сон, в котором Клерхен увенчивает его лавровым венком победителя, и наутро выходит на казнь.
Образ Эгмонта
Гетевский Эгмонт соединяет исторический образ с художественным вымыслом, он мужествен и обаятелен, как и реальный Эгмонт. Но в отличие от сорокашестилетнего женатого отца одиннадцати детей, часто шедшего на компромисс с испанскими властями, персонаж трагедии — моложавый свободомыслящий и независимый герой-любовник. Ламораль Эгмонт оставался в Брюсселе, чтобы наладить отношения с наместником Альбой, гетевский Эгмонт остается, чтобы примкнуть к народу, частью которого является Клерхен и частью которого хочет быть он сам. Тема единства с народом звучит в финальном монологе, согласно требованию Гёте исполняемом под музыку. [3]
По сравнению с заглавным героем драмы «Гёц фон Берлихинген», умеющим драться и ненавидеть, борцом за лучшую действительность, рыцарем Гёцем, Эгмонт выглядит живущим настоящим мгновением, не желающим активно сражаться с судьбой. В образе Эгмонта, несмотря на тему Свободы, как божества, и тему борьбы за национальную независимость, беспечный любовник заслоняет борца и политика. В этой эволюции образа борца у Гете критики видели отражение изменения настроений немецкой буржуазии, переход от боевитого настроя эпохи к более «умиротворенному» классицизму. [5]
Музыка
В последнем акте, как фон для финального монолога и видения богини Свободы Гете использовал оркестр. При жизни Гете это вызывало резкую критику, но такой прием был повторен и другими (Шиллер), а затем был развит Вагнером до нового жанра музыкальных драм.[6]
Бетховен в 1810 написал музыку к венской постановке «Эгмонта»: увертюру, четыре антракта, две песни Клерхен, эпизод «Смерть Клерхен», мелодраму (монолог Эгмонта) и «Победную симфонию» к финалу трагедии.
Примечания
Объяснение:
Гармонический фа минор имеет следующую тональность: Fa, Sol, La♭, Si♭, Do, Re♭, Mi♭, Fa.
Основные трезвучия в гармоническом фа миноре:
I - Fa минор: Fa, Ля♭, До
ii° - Соль диминишированный: Соль, Си♭, Ре♭
III - Ля♭ мажор: Ля♭, До, Ми♭
iv - Си♭ мажор: Си♭, Ре♭, Фа
V - До мажор: До, Ми♭, Соль
vi - Ре♭ мажор: Ре♭, Фа, Ля♭
VII - Ми♭ мажор: Ми♭, Соль, Си♭
Обороты V7 (аккорды септаккорда на V ступени) в гармоническом фа миноре:
V7 - Доминанта септаккорда: Соль, Си♭, Ре, Фа
V7/ii - Доминанта септаккорда в отношении ii ступени: Ля♭, Ре♭, Фа, Си♭
V7/III - Доминанта септаккорда в отношении III ступени: Си♭, Ми♭, Соль, Си♭
V7/iv - Доминанта септаккорда в отношении iv ступени: Ре♭, Фа, Ля♭, Соль
V7/V - Доминанта септаккорда в отношении V ступени: До, Ми♭, Соль, Си
V7/vi - Доминанта септаккорда в отношении vi ступени: Ми♭, Соль, Си♭, Ре♭
V7/VII - Доминанта септаккорда в отношении VII ступени: Си♭, Ре, Фа, Ля♭
Решение (аккорды и решение нот):
V7 - Соль, Си♭, Ре, Фа
Соль: соль, си, ре, соль
Си♭: си♭, ре♭, фа, си♭
Ре: ре, фа#, ля, ре
Фа: фа, ля, до, фа
V7/ii - Ля♭, Ре♭, Фа, Си♭
Ля♭: ля♭, до, ми♭, соль
Ре♭: ре♭, фа♭, ля♭, ре♭
Фа: фа, ля, до, фа
Си♭: си♭, ре♭, фа, си♭
V7/III - Си♭, Ми♭, Соль, Си♭
Си♭: си♭, ре♭, фа, си♭
Ми♭: ми♭, соль♭, си♭, ми♭
Соль: соль, си, ре, соль
Си♭: си♭, ре♭, фа, си♭
V7/iv - Ре♭, Фа, Ля♭, Соль
Ре♭: ре♭, фа♭, ля♭, ре♭
Фа: фа, ля, до, фа
Ля♭: ля♭, до, ми♭, соль
Соль: соль, си, ре, соль
V7/V - До, Ми♭, Соль, Си
До: до, ми, соль, до
Ми♭: ми♭, соль♭, си♭, ми♭
Соль: соль, си, ре, соль
Си: си, ре#, фа#, си
V7/vi - Ми♭, Соль, Си♭, Ре♭
Ми♭: ми♭, соль♭, си♭, ми♭
Соль: соль, си, ре, соль
Си♭: си♭, ре♭, фа, си♭
Ре♭: ре♭, фа♭, ля♭, ре♭
V7/VII - Си♭, Ре, Фа, Ля♭
Си♭: си♭, ре♭, фа, си♭
Ре: ре, фа#, ля, ре
Фа: фа, ля, до, фа
Ля♭: ля♭, до, ми♭, соль
Решения аккордов даны в основном положении (root position), но их можно переставлять в различные инверсии.
Хорошие
с
е
к
с
п
о
р
н
о