Казахский народ богат песнями и кюями. Русский этнограф и путешественник Потанин говорил, что у казахов, сколько цветов, столько песен и кюев.
До Октябрьской революции наш народ мечтал о свободе, о счастье, о мирном, созидательном труде. Эту мечту он воплотил в песнях. Он гордился своими, сыновьями и дочерьми, творцами музыкальных произведений о борьбе за будущее, за счастливую жизнь.
А их было много. Одним из них и является великий народный композитор, кюиши-домбрист - Курмангазы Сагырбаев.
В начале столетия, в год барса по народному исчислению (1818г.) в урочище Жидели, родился в юрте бедняка Сагырбая, мальчик, которого родители назвали Курмангазы. Отец его, человек тихого нрава, спокойный и уравновешенный, не стремился к большему. Рано появившаяся склонность мальчика к музыке не вызывала у отца сочувствие. В его роду доселе не было ни певцов, ни домбристов. Мать и Курмангазы, Алка, человек яркой индивидуальности и сильной воли, наоборот, разделяла любовь сына к музыке. В роду Алки были одаренные акыны, кюйши, певцы. Поэтому она старалась поддержать маленького Курмангазы в его детских музыкальных затеях. Однако под давлением жестокой нужды уже шести лет Курмангазы был отдан в пастухи. Звуки природы: журчанье рек, свист ветра, раскаты грома, пение птиц, песни и игра пастухов на сыбызгы - наполняли его душу своим очарованьем. В родном ауле Курмангазы с увлечением слушал заезжих кюйши, среди которых особо выделялся кюиши Узак. Узак заметил в юном Курмангазы особый интерес к музыке. Он прослушал его музыку и предсказал ему большое будущее. Курмангазы минуло 18 лет, но он всё ещё пасет стаду. Обуреваемый гневом против хозяина, он бросил байское стадо, взял скакуна и уехал из родного аула. Началась скитальческая жизнь бродячего кюиши. Теперь он: не расстается со своей, любимой домброй. Вместе с Узаком он участвует во многих состязаниях, день за днём развивает своё мастерства и начинает выдвигаться в ряды выдающихся домбристов, овладевая кюями, требующими виртуозного исполнения.
Е. Брусиловский в шестой симфонии "Курмангазы" мастерски использует кюи. Курмангазы "Сары-Арка", "Акбай",. Эта симфония удостоена Государственной премии Казахской ССР.
Творчество композитора является не только великолепным памятником передовой казахской народной культуры, но и входят в многонациональную советскую музыкальную культуру, как её неотъемлемой часть. Оно служит вечно-живым источником, из которого черпают вдохновение новые и новые поколения музыкантов и исполнителей Казахстана.
Однажды мне захотелось нарушить монотонность долгого дня. Я поставила в проигрыватель диск с записями классической музыки. Среди разнообразных мелодий вдруг зазвучало что-то родное — 14-я соната Бетховена. Все остальное — лишнее. Нажала кнопку «Повтор», снова и снова слушала одну и ту же сонату. Бесконечное число ассоциаций, старых и новых, родилось от этой музыки…
Ось виолончели. Сергей Минаев…Детство. Музыкальная школа. Четырнадцатая соната и «К Элизе» Бетховена — это первая музыка, которую начала чувствовать. Гаммы и этюды необходимы для тренировки рук, но являются совершенной пыткой для ушей. И когда я стала думать, что гаммы и этюды — это и есть музыка, которой заниматься больше не хочу, вдруг появился… Бетховен. Музыка, которая заставляет замолчать. Приводит в тишину и начинает говорить сама.
Школа. Урок музыки. Учитель рассказывает, что «Лунную сонату» написал глухой человек. Тогда — недоумение, а теперь понимаю — все правильно. Чтобы писать такую музыку, не нужен слух. Это молитва страдающего сердца. От избытка сердца говорят уста, а от страдающего сердца рождаются шедевры музыки, живописи, литературы.
Низкие тона ассоциируются с тяжестью души. Мрак, темнота накрыли человека в пути. Он останавливается. Смиряется с тем, что вокруг темно, и начинает тихую молитву к Богу. Рассказывает, сколько было в жизни всего: не понимали, гнали, плевали, предавали. И вот мрак накрыл душу. Что дальше?
И сквозь мрак пробивается тихий свет, утешает, успокаивает, дает надежду. Господь слышит. Человек улавливает этот свет и начинает верить, что преодолеет мрак. И чем дальше, тем меньше сомнения. Тьма больше не пугает человека. Будут в пути трудности и испытания, но теперь он знает, что его ведет Господь. Становится спокойно и тихо.
Наверное, нет ни одного человека, кто бы за свою жизнь не переживал такого мрака. Сердце улавливает знакомые ноты и присоединяется к музыке страдающей и ищущей души.
[Марина Феоктистова]
Поделиться…