полное либретто к опере глинки иван сусанин (жизнь за царя)
опера в четырех действиях с эпилогом (семи картинах). описание оперы
действующие лица.
иван сусанин, крестьянин села домнина бас
антонида, его дочь сопрано
ваня, приемный сын сусанина контральто
богдан собинин, ополченец, жених антониды тенор
воин бас
польский гонец тенор
сигизмунд, король польский бас
крестьяне и крестьянки, ополченцы, польские паны и паненки, рыцари. действие происходит в 1612 году.
действие первое.
крестьяне села домнина, среди которых иван сусанин, его дочь антонида и приемный сын ваня, встречают народных ополченцев. народ полон решимости отстоять отчизну - "кто на русь дерзнет, смерть найдет". все расходятся, остается одна антонида. она тоскует о своем женихе богдане, который ушел сражаться с поляками. сердце подсказывает девушке, что милый жив и спешит к ней. и в самом деле, вдалеке слышится песня гребцов - это богдан собинин со своей дружиной. собинин радостные вести: нижегородский крестьянин минин собирает ополчение, чтобы освободить захваченную панами москву и окончательно разбить поляков. однако, сусанин печален - враги все еще хозяйничают на родной земле.. на просьбы собинина и антониды об их свадьбе он отвечает оказом: "нынче не до свадеб. время боевое! "
действие второе.
пышный у польского короля сигизмунда iii. опьяненные временными успехами, поляки кичливо хвастаются награбленной на руси добычей. паненки мечтают о прославленных мехах и драгоценных камнях. в разгар веселья появляется посланец от гетмана. он принес недобрые вести: народ восстал против врагов, польский отряд осажден в москве, гетманское войско бежит. танцы прекращаются, однако хвастливые рыцари в пылу задора грозятся захватить москву и взять в плен минина. прерванное было веселье возобновляется.
действие третье.
ваня, приемный сын сусанина, мастерит себе копье, напевая песню о том, как названный отец и приютил его. вошедший сусанин сообщает, что пришел минин с ополченцами и расположился в бору. ваня поверяет отцу заветные мечты - поскорее стать воином и пойти защищать отчизну. между тем. в семье сусанина готовяться к свадьбе. приходят крестьяне пожелать добра антониде. оставшись одни, антонида, собинин, сусанин и ваня говорят о своей радости - пришел, наконец, это долгожданный день. затем уходит и собинин.
внезапно в избу врываются поляки, угрожая сусанину смертью, они требуют провести их к стану минина. вначале сусанин отказывается: "страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую русь", - гордо говорит он. но затем у него созревает смелый, дерзкий план - завести врагов в лесную глушь и погубить. притворно соблазнившись деньгами, сусанин соглашается провести поляков в стан минина. тихо говорит он ване. чтобы тот скорее бежал в посад собирать народ и минина о нашествии врагов. поляки уводят сусанина, горько плачет антонида. тем временем приходят со свадебной песней ничего не подружки антониды, а затем и собинин с крестьянами. антонида рассказывает им о случившемся, крестьяне во главе с собининым бросаются в погоню за врагами.
действие четвертое.
картина первая. ночью к ограде монастырского посада прибегает ваня, чтобы сообщить минину о приходе поляков. выбиваясь из сил, стучится он в тяжелые ворота, но все спят. наконец ваню услышали, в стане поднимается тревога, воины вооружаются и готовятся к походу.
картина вторая. все дальше в лесную глушь уводит сусанин врагов. кругом непроходимые снега. бурелом. измученные стужей и метелью, поляки располагаются на ночлег. сусанин видит, что враги начинают подозревать неладное и его ждет неминуемая расправа. смело он смотрит в глаза смерти: "чуют правду! смерть близка, но не страшна она, свой долг исполнил я." мысленно прощается сусанин с антонидой, богданом и ваней. поднимается вьюга, в её завываниях сусанину то грезится светлый образ антониды, то чудятся поляки. просыпаются враги, они начинают допытываться куда завел их крестьянин. "туда завел я где вам от лютой вьюги погибать! где вам голодной смертью помирать! " - с достоинством отвечает сусанин. в злобном поляки убивают сусанина.
эпилог
картина первая. у ворот, ведущих на красную площадь, проходят нарядные толпы народа. празднично гудят колокола, все славят царя, великую русь, народ и родную москву. здесь же антонида, ваня, собинин. на вопрос одного из воинов, почему они так грустны, ваня рассказывает о подвиге и смерти отца. воины утешают их: "вечно в памяти народной будет жить иван сусанин".
картина вторая. красная площадь в москве заполнена народом, можно звучит слава руси. со словами утешения обращаются воины к детям сусанина. появляются минин и , народ славных полководцев. звучит торжественная здравица
Аннотация. в статье рассматривается «память жанра» мистерии в творчестве в. иванова и а. блока. объектом изучения является философская эссеистика и лирика иванова, а также драмы и лирика блока. сопоставление творчества главных символистов в выбранном аспекте позволяет выявить общее и различное в понимании мистерии знаменитыми поэтами. ключевые слова: «память жанра», мистерия, лирика, драматургия, символизм. проблема жанровой идентификации произведения – одна из самых интересных и дискуссионных в . если объединить два известных высказывания м.м. бахтина о жанре, а именно: «художник видит действительность глазами жанра» и «жанр сам приходит к художнику тогда, когда он оказывается нужным, когда его требует жизнь», то мы получим своего рода «нераздельность и неслиянность» универсального и индивидуального начал в самой категории жанра. вот эта внутренняя и живая антиномичность жанрового подхода постоянно привлекает внимание исследователей и провоцирует многочисленные интерпретации и самой категории жанра, и конкретных жанров в творчестве отельных поэтов, и жанровых систем в различных направлениях и культурных эпохах. хотелось бы затронуть вопрос о «памяти жанра» мистерии в творчестве вяч. иванова и а. блока - поэтов, столь же близких, сколь и далеких, но неразрывно связанных развития символизма. несмотря на то, что говорить о мистериальности в модернизме стало уже как бы общим местом, тут не все еще ясно – и прежде всего с позиции жанрового подхода. так, хорошо известно, что на рубеже xix-xx веков идея мистерия попадает в центр внимания культурной элиты. интерес к мистерии был подготовлен влиянием учений платона, шеллинга, ницше, вл. соловьева, музыкальной философией вагнера, теоретическими работами н. новосадского «элевсинские мистерии» (1887), ф. зелинского «из жизни идей» (1911—22) и, наконец, самого вяч. иванова («эллинская религия бога», 1904; «дионис и прадионисийство», 1923). при этом огромное значение для повального увлечения мистериальными идеями, конечно, имела особо тревожное мироощущение «конца века», эсхатологические предчувствия и мистические предвестия слома эпох. как пишет исупов, «мистериальность стала важнейшим видом художественного пафоса в (маяковский — «мистерия-буфф», 1918; блок — «роза и крест», 1913), живописи (л. бакст — «terror antiquus», 1908; ср. к. чюрленис, м. волошин), музыке (скрябин). однако часто забывалась «жанровая обязанность» мистерии быть просто текстом, но наблюдалось ее стремление к слиянию или замещению «текста жизни». особая роль в популяризации мистерии несомненно принадлежит иванову, который вступил в двуликим янусом, пытающимся в собственном творчестве и в собственной жизни соединить прямо противоположные интуиции дионисийца ницше и теурга вл. соловьева. для иванова изначально проблема мистерии была связующим звеном между его религиозными и эстетическими . выходом из кризиса уединенного сознания, он, вслед за ницше, видел в восстановлении структуры сознания древнего человека, спасающегося от одиночества в дионисийском восторге, в разрушении граней замкнутого сознания во всеобщем обрядово-мифологическом переживании трагедии мира, в пресловутом дионисийском экстазе, объединяющем всех участников в едином религиозном порыве. при этом роль поэта оказывалась соотносима с героем трагедии, выражающем народную душу (хор), но противопоставленному ему своей теургическо-жреческой избранностью. восстановление единения народной души и поэта возможно только через жертву индивидуализма, восхождения поэта к божественному знанию и нисхождения его как теурга, преображающего мир божественной красотой. поэтому иванов выступает проповедником нового искусства, синтезирующего древнюю катартику трагедии и теургический проект спасения мировой души через искусство. к мистерии иванов обращается то как к прародительнице трагедии, то как к конечной цель искусства на земле – мистерии гибели старого и зарождения нового преображенного мира, что в ивановском дискурсе обозначает в общем-то одно и то же. не случайно он любил цитировать слова гете:
либретто к опере иван сусанин (жизнь за царя)
полное либретто к опере глинки иван сусанин (жизнь за царя)
опера в четырех действиях с эпилогом (семи картинах). описание оперы
действующие лица.
иван сусанин, крестьянин села домнина бас
антонида, его дочь сопрано
ваня, приемный сын сусанина контральто
богдан собинин, ополченец, жених антониды тенор
воин бас
польский гонец тенор
сигизмунд, король польский бас
крестьяне и крестьянки, ополченцы, польские паны и паненки, рыцари. действие происходит в 1612 году.
действие первое.
крестьяне села домнина, среди которых иван сусанин, его дочь антонида и приемный сын ваня, встречают народных ополченцев. народ полон решимости отстоять отчизну - "кто на русь дерзнет, смерть найдет". все расходятся, остается одна антонида. она тоскует о своем женихе богдане, который ушел сражаться с поляками. сердце подсказывает девушке, что милый жив и спешит к ней. и в самом деле, вдалеке слышится песня гребцов - это богдан собинин со своей дружиной. собинин радостные вести: нижегородский крестьянин минин собирает ополчение, чтобы освободить захваченную панами москву и окончательно разбить поляков. однако, сусанин печален - враги все еще хозяйничают на родной земле.. на просьбы собинина и антониды об их свадьбе он отвечает оказом: "нынче не до свадеб. время боевое! "
действие второе.
пышный у польского короля сигизмунда iii. опьяненные временными успехами, поляки кичливо хвастаются награбленной на руси добычей. паненки мечтают о прославленных мехах и драгоценных камнях. в разгар веселья появляется посланец от гетмана. он принес недобрые вести: народ восстал против врагов, польский отряд осажден в москве, гетманское войско бежит. танцы прекращаются, однако хвастливые рыцари в пылу задора грозятся захватить москву и взять в плен минина. прерванное было веселье возобновляется.
действие третье.
ваня, приемный сын сусанина, мастерит себе копье, напевая песню о том, как названный отец и приютил его. вошедший сусанин сообщает, что пришел минин с ополченцами и расположился в бору. ваня поверяет отцу заветные мечты - поскорее стать воином и пойти защищать отчизну. между тем. в семье сусанина готовяться к свадьбе. приходят крестьяне пожелать добра антониде. оставшись одни, антонида, собинин, сусанин и ваня говорят о своей радости - пришел, наконец, это долгожданный день. затем уходит и собинин.
внезапно в избу врываются поляки, угрожая сусанину смертью, они требуют провести их к стану минина. вначале сусанин отказывается: "страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую русь", - гордо говорит он. но затем у него созревает смелый, дерзкий план - завести врагов в лесную глушь и погубить. притворно соблазнившись деньгами, сусанин соглашается провести поляков в стан минина. тихо говорит он ване. чтобы тот скорее бежал в посад собирать народ и минина о нашествии врагов. поляки уводят сусанина, горько плачет антонида. тем временем приходят со свадебной песней ничего не подружки антониды, а затем и собинин с крестьянами. антонида рассказывает им о случившемся, крестьяне во главе с собининым бросаются в погоню за врагами.
действие четвертое.
картина первая. ночью к ограде монастырского посада прибегает ваня, чтобы сообщить минину о приходе поляков. выбиваясь из сил, стучится он в тяжелые ворота, но все спят. наконец ваню услышали, в стане поднимается тревога, воины вооружаются и готовятся к походу.
картина вторая. все дальше в лесную глушь уводит сусанин врагов. кругом непроходимые снега. бурелом. измученные стужей и метелью, поляки располагаются на ночлег. сусанин видит, что враги начинают подозревать неладное и его ждет неминуемая расправа. смело он смотрит в глаза смерти: "чуют правду! смерть близка, но не страшна она, свой долг исполнил я." мысленно прощается сусанин с антонидой, богданом и ваней. поднимается вьюга, в её завываниях сусанину то грезится светлый образ антониды, то чудятся поляки. просыпаются враги, они начинают допытываться куда завел их крестьянин. "туда завел я где вам от лютой вьюги погибать! где вам голодной смертью помирать! " - с достоинством отвечает сусанин. в злобном поляки убивают сусанина.
эпилог
картина первая. у ворот, ведущих на красную площадь, проходят нарядные толпы народа. празднично гудят колокола, все славят царя, великую русь, народ и родную москву. здесь же антонида, ваня, собинин. на вопрос одного из воинов, почему они так грустны, ваня рассказывает о подвиге и смерти отца. воины утешают их: "вечно в памяти народной будет жить иван сусанин".
картина вторая. красная площадь в москве заполнена народом, можно звучит слава руси. со словами утешения обращаются воины к детям сусанина. появляются минин и , народ славных полководцев. звучит торжественная здравица