Основной вид древне-русского церковного пения. Название происходит от старославянского слова "знамя", т.е. знак. Знамёнами или крюками назывались безлинейные знаки, применявшиеся для записи напевов. З. р. представлял собой монодию, исполнявшуюся в унисон; лишь на позднейших этапах его развития (не ранее сер. 16 в.) в нём появляются элементы многоголосия. Время возникновения З. р. с полной точностью установить не удаётся. С. В. Смоленский считал, что он сложился уже к концу 10 в. Д. В. Разумовский, В. М. Металлов и А. В. Преображенский полагали, что З. р. был принесён из Византии после крещения Руси. В. М. Беляев утверждал, что он имеет самобытное, рус. происхождение и возник в 11 в. Наиболее вероятным является предположение, что З. р., в своих первоначальных основах заимствованный из Византии, сложился как самостоятельный род пения в 12 в., когда христианство распространялось в нар. массах и визант. формы стали подвергаться воздействию нар. муз. языка. З. р. развивался в рамках системы осмогласия. Восемь гласов с их особыми гимнич. текстами составляли "столп", т.е. цикл, повторявшийся каждые 8 недель; поэтому З. р. иногда называют столповым (реже его называют крюковым пением). Система осмогласия представляла собой сумму отстоявшихся мелодия, формул (попевок), служивших материалом для распевания текста на тот или иной глас. Подобный тип муз. композиции на основе формул был свойствен и византийскому и зап.-европ. григорианскому пению. Он отражал общие типич. черты ср.-век. художеств. мышления. Попевками З. р. были краткие мотивы диатонич. склада в объёме терции или кварты. Из трёх-четырёх попевок складывалась погласица целого песнопения. Погласицы сохранились в записях 16 в., но происхождение их, несомненно, является более ранним.
В зависимости от тоники минора. D53 - аккорд, который строится на V ступени в мажоре и гармоническом миноре и состоит из б.3+м.3. D53 расположено на V, VII#, II ступенях гармонического минора. (в гармоническом миноре повышается VII ступень)
Например, возьмем тональность ля минор, в которой нет знаков при ключе 1. Находим V ступень. I - ля II - си III - до IV - ре V - ми 2. Строим от звука ми D53 поэтапно, используя интервальный состав (б.3+м.3): 2.1. б.3 от ми: ми-соль# 2.2. м.3 от соль#: соль#-си Получим аккорд: ми-соль#-си. Это и будет D53 в тональности ля минор. Хоть у этой тональности при ключе знаков нет, в D-аккордах появится соль#. Это показатель того, что аккорд построен в миноре гармонического вида.
Краска
Гамма
Кластер
Фон
Рельеф
Динамика
Оттенки
Штрихи
Тон, полутон
Колорит
Контраст