Альфред Шнитке в "Гоголь-сюите" неприкрыто показывает, гиперболизирует и высмеивает многие пороки, присущие людям. Особое место в произведении отведено притворству и лицемерию. Например, в частях "Чиновники" и "Бал" люди притворяются теми, кем они не являются, чтобы выгодно выглядеть в глазах окружающих. Они выглядят благородными и высокопоставленными, но под этими масками скрываются люди, не желающие принять себя, обманывающие как себя, так и окружающих. А в "Детстве Чичикова" перед нами предстает человек, который склонен к игнорированию развития себя как личности и придает значение лишь собственному положению в обществе. Кстати, проблема деградации в "Гоголь-сюите" тоже показана весьма ярко. Так, в части "Портрет" перед нами возникает образ художника, который в погоне за деньгами выполнял легкие и примитивные работы, тем самым зарывая свой талант в землю.
Сюиту нельзя оставить без внимания. Каждая ее часть заставляет нас задуматься о той или иной проблеме жизни современного человека, возвращает людей с небес на землю, показывая ничтожность лицемеров и глупцов. Сюита высмеивает людей и одновременно заставляет их жалеть: несмотря на внешнее счастье и удовлетворенность, все персонажи глубоко несчастны внутри.
Для тональности Соль-мажор (G-dur)
•Соль-си-ре - тоническое трезвучее (Т53)
•Си-ре-соль - Секстаккорд (Т6)
•Ре-соль-си - Квартсекстаккорд (Т64).
Для тональности соль-минор (g-moll)
•Соль-си бемоль-ре - Т53
•Си бемоль-ре-соль - Т6
•Ре-соль-си бемоль - Т64